→ Жизнь девушек в индии. Как обращаются с женщинами в индии

Жизнь девушек в индии. Как обращаются с женщинами в индии

Девятнадцатилетнего жителя Раджастана приговорили к смертной казни за изнасилование семимесячной девочки. В последнее время в Индии возросло число преступлений сексуального характера, страна в рейтинге самых опасных для женщин. Россиянки, жившие в Индии, рассказали «Снобу» о месте женщины в индийском обществе, харассменте и попытках изнасилования

Индия, 6 мая 2018 года. Мужчина на фото обвиняется в том, что изнасиловал и поджог 17-летнюю девушку. Фото: AFP

По версии Thomson Reuters Foundation, Индия стала самой опасной страной в мире для женщин: каждый час против них совершается около 40 преступлений. Проблема стала настолько острой, что в апреле этого года правительство Индии ввело смертную казнь за изнасилование девочек младше 12 лет и увеличило до 20 лет минимальный срок тюремного заключения для тех, чьи жертвы были младше 16. А с 2013 года в стране можно попасть в тюрьму за сексуальные домогательства и вуайеризм.

Сексуальные преступления с летальным исходом стали караться смертной казнью после огласки истории с групповым изнасилованием студентки в автобусе, которое произошло в 2012 году в Дели. Над девушкой надругались шесть мужчин и выбросили ее из автобуса на обочину. Врачи боролись за ее жизнь, но спасти девушку так и не удалось. После этого по стране прошли массовые протесты, и правительство было вынуждено ужесточить наказание за преступления сексуального характера.

Еще одна громкая история произошла в 2017 году. На севере Индии родила 10-летняя девочка, которая забеременела в результате изнасилования. О беременности девочки стало известно на сроке больше 20 недель, когда уже было поздно делать аборт. При этом сама девочка не знала о ребенке, ей сказали, что у нее в животе большой камень, который нужно извлечь. После кесарева сечения семья девочки отказалась от ребенка, а по подозрению в изнасиловании задержали ее дядю.

Впрочем, насилуют в Индии не только местных женщин, но и туристок. В начале мая этого года в индийском штате Керала полиция обнаружила обезглавленный труп женщины, в котором опознали пропавшую месяцем ранее 33-летнюю латвийскую туристку. Женщина приехала в Индию лечиться от депрессии и пропала. Полиция выяснила, что двое местных жителей накачали ее наркотиками, изнасиловали, а после обезглавили. Подозреваемых задержали.

В Индии женщины страдают не только от сексуальных преступлений. В Джайпуре молодой человек облил женщину кислотой после отказа выйти за него замуж. При этом жертва уже состояла в официальном браке и имела троих детей.

35-летняя женщина из Лакхнау год назад в пятый раз стала жертвой кислотной атаки. Впервые ее изнасиловали и облили кислотой в 2008 году из-за имущественного спора. Те же мужчины плеснули ей кислоту в лицо в 2012 и 2013 годах, чтобы заставить ее отозвать обвинение. В следующий раз — заставили выпить кислоту на глазах у дочери. Мужчин задержали, но вскоре выпустили под залог. После этого на женщину напали на территории специального охраняемого приюта.

Россиянки, которые некоторое время жили и работали в Индии, рассказали «Снобу», как спасались от назойливого внимания, домогательств и что делали, чтобы не стать жертвами изнасилования.


«Деревенские мужчины воспринимают белых женщин как порнозвезд»

Екатерина, 33 года

Екатерина живет в Индии уже несколько лет. Впервые она приехала в страну в 2010 году, еще через два года прошла курсы подготовки преподавателей йоги в Дхарамсале и устроилась туда переводчиком с английского для русских туристов. На протяжении трех лет она по полгода жила в Индии, а потом на 1-2 месяца возвращалась в Россию. В 2015 году Екатерина переехала в Дели, нашла там работу по специальности, а в прошлом году вышла замуж за индийца.

Сейчас я работаю преподавателем, у меня в учениках как индийские дети, так и дети экспатов. В продвинутых и обеспеченных семьях родители вкладывают очень много денег во всестороннее образование детей. В бедных семьях родители иногда не отдают дочерей в школу, так как те все равно будут домохозяйками. Правительство пытается с этим бороться и организует всякие курсы (типа кройки и шитья) для женщин, создает рабочие места. Поэтому в Индии можно очень дешево купить ткани с вышивкой ручной работы.

До замужества, с 2015 по 2017 годы, я снимала жилье в Дели в самых разных районах, в том числе и неблагополучных. Ходила и ездила везде одна. Иногда возвращалась с работы поздно, за полночь, но в истории не попадала. В крупных городах и туристических районах для женщины вполне безопасно, если не напиваться до беспамятства в ночных клубах, не принимать от незнакомых напитки и сладости (были случаи, когда в сладости добавляли наркотики), не носить слишком открытую одежду, не ходить в гости и не приглашать к себе в номер, не садиться в машины к незнакомым или малознакомым мужчинам. Встречаться с кем-то лучше в общественных местах. Не стоит путешествовать одной по нетуристическим местам, деревням, лучше ехать в составе группы или с мужчиной. Нужно вести себя уверенно и в случае опасности громко кричать и угрожать полицией.

В Дели очень много иностранцев. Большинство местных относятся к ним уважительно, потому что думают, что все иностранцы очень богатые. Только деревенские воспринимают белых женщин как порнозвезд (в западных фильмах по телевизору всякое показывают) и пялятся на них.

Традиционное индийское общество не приемлет открытую одежду: женщины в мини, обтягивающей и декольтированной одежде считаются проститутками. В крупных городах к этому относятся спокойнее, можно даже увидеть индианок в такой одежде.

Индия с севера на юг и с запада на восток очень разная. В некоторых северо-восточных штатах и кое-где на юге царит матриархат. Женщина — глава семьи и наследует землю и имущество. В других частях страны жесткий патриархат: женщина после замужества становится домохозяйкой, даже если она богата и хорошо образованна. В некоторых хинду-ортодоксальных семьях женщины одни без мужа или его родственников на улицу не выходят, сидят дома. В таких семьях не приветствуются межкастовые и межрелигиозные браки, и часто такие истории любви заканчиваются «убийством чести». Браки заключаются обычно по договоренности, в соответствии с кастой, положением семьи в обществе, материальным достатком, образованием и т. д. Иногда с семьи невесты требуют даури (приданое) — многие преступления против женщин происходят по этой причине. Случается, что после свадьбы семья мужа просит все больше и больше денег, морально и физически давят на женщину, иногда это заканчивается самоубийством. По закону требовать даури запрещено, но многие следуют традициям. Все вышесказанное относится к хинду-ортодоксам из северной и центральной Индии. К счастью, в крупных городах все не так: сейчас очень много современных семей, где женщины работают и не имеют никаких ограничений со стороны мужа. Многие индийцы учатся за границей, очень многие имеют родственников в Европе, Америке.

Большая часть преступлений против женщин касается индианок, а не иностранок.

Правительство пытается бороться с преступлениями против женщин: в стране работает множество кризисных центров, телефоны доверия. В полицию можно жаловаться даже на непристойные предложения и комментарии со стороны мужчин. Знаю случай, когда женщина поймала такси, а таксист-извращенец вел машину и мастурбировал. Она сняла его на камеру телефона, нажала тревожную кнопку в приложении, и приехала полиция. Его арестовали и позже приговорили к реальному тюремному сроку.


Индия, Мумбаи. 10 октября 2014 года. Китаянку Решму шурин с друзьями связали и облили кислотой. Суд присудил ей компенсацию в 100 000 рупий (1600 долларов), которую должны были выплатить в течение 15 дней. Пять месяцев спустя она еще не получила ни пенни Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки»

Мария, 31 год

Мария дважды жила в Индии по 9-10 месяцев, со своим молодым человеком и одна. И эти два раза оказались очень контрастными. После второй поездки девушка разочаровалась в индийских мужчинах «на всю оставшуюся жизнь».

В 2010 году мой парень открыл в южном штате Карнатака йога-центр, а я встречала туристов и занималась организационными вопросами.

Спустя два года я вернулась в Индию одна, с ностальгическими чувствами, мечтая посмотреть штат Раджастан, вернуться в старые места, и вот тогда-то розовые очки у меня и разбились. Я поселилась в Джайпуре и устроилась преподавателем русского и английского языка в школу. Идти на работу мне было всего 10 минут пешком, но и их хватало сполна: многие мужчины просто останавливались и откровенно пялились, каждый день кто-то подходил и спрашивал у меня телефон, приглашал куда-то. Начинали обычно с What is your name?, а третьим-четвертым вопросом было уже Do you have a boyfriend? Can I be your boyfriend? Через какое-то время я просто перестала отвечать на их вопросы, потому что общение с простым индийским мужчиной всегда заканчивается чем-то таким. Исключения есть — богатые, хорошо образованные мужчины, которые учились за границей и видели мир.

Иногда мужчины просто просили со мной сфотографироваться, а потом пытались облапать. Не раз меня хватали за разные места мужчины, проезжающие мимо на мопеде. Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки. В Джайпуре я совершенно забыла о том, что можно носить одежду, обнажающую ноги и плечи. Я одевалась очень закрыто, и тогда внимания было чуть меньше.

Иногда я уезжала за город к морю. Однажды я ушла далековато от основного пляжа. Ко мне подошел подросток и начал что-то спрашивать, а потом попытался схватить за грудь. Я испугалась, треснула его по руке и бросилась бежать. Потом уже подумала, что могла справиться с щуплым пареньком, но тогда реально испугалась.

В Джайпуре у меня были друзья-экспаты. Мы с ними иногда ездили тусить в ночные клубы. Однажды я поехала домой одна, на тук-туке. Было около трех ночи. Когда мы подъехали к дому, рикша потребовал, чтобы я заплатила больше оговоренной суммы. Я думала, он говорил про деньги, но тут рикша выскочил из тук-тука и схватил меня за грудь. Я заорала как бешеная. Рикша испугался и убежал.

Бывала я и на Гоа. Там привыкли к белым, но и там со мной случилась неприятная история. Мы — трое парней и трое девушек — отправились туда отмечать Новый год. Но так и не смогли ни в одном клубе потанцевать: местные окружали нас плотным кольцом и пытались облапать девушек, даже если парни пытались нас загораживать.

И эти истории по сравнению с некоторыми другими не страшные. В то время, когда я жила в Индии, на весь мир прогремела история про туристку из Дании. Она приехала в Дели одна, заблудилась и пошла за какими-то мужчинами, которые обещали показать дорогу. Они изнасиловали ее всей толпой.

Я до последнего верила в людей и старалась не клеймить мужчин. До тех пор, пока у меня не произошел неприятный случай с учителем из нашей школы. Это был уважаемый человек, с хорошей репутацией, женатый, с детьми. Он был последним, кого бы я заподозрила в непристойном поведении. Однажды вечером я возвращалась домой и столкнулась с ним неподалеку от своего дома. Он сказал, что ждет своего друга, тот опаздывает на полчаса, и спросил, нельзя ли подождать его у меня. Я наивно согласилась. Через полчаса я поняла, что друг вряд ли придет. Звонить мой коллега ему не собирался, но начал вести себя странно, а потом спросил внезапно: Can I kiss you? Я ответила, что ему, пожалуй, пора домой, и пригрозила рассказать обо всем его жене и директору школы.

К концу моего пребывания в Индии мне хотелось треснуть каждого подходившего ко мне мужчину. Я уезжала из Джайпура с ощущением, что мне хватило Индии на всю оставшуюся жизнь и что я полностью разочаровалась в индийцах. На местных женщин они так не пялятся и не подойдут с предложением заняться сексом, хотя бы какое-то показное уважение есть. А вот иностранки, с их точки зрения, спят со всеми.

«Избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно»

Анастасия, 27 лет

Анастасия вышла замуж за индийца и периодически гостит у него на родине в Бангалоре. Ей сложно привыкнуть к традиционному положению женщины в индийском обществе.

Индианкам в принципе не опасно ходить по улицам, если одеваться и вести себя исходя из традиций общества. Местные девушки, которые сами выбирают себе партнера, место работы, учебы, встречаются с людьми из другой касты, ходят по вечеринкам, идут против системы. Их поведение не вызывает одобрения, и они могут попасть в беду.

Иностранкам нужно быть сверхосторожными. Из-за цвета кожи и присущих индийскому обществу стереотипов белых женщин считают легкодоступными, легкомысленными и вульгарными. Поэтому белым девушкам лучше не выходить в темное время суток, нужно вести себя и выглядеть скромно. В идеале следует выходить на улицу с кем-то из индийцев — это значительно облегчит вам жизнь. Поскольку я везде ходила с мужем и свекровью, от многих опасностей они меня ограждали. Однако избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно. Благодаря постоянной охране в лице родных мужа, я не сталкивалась с открытым проявлением домогательств. Но постоянно ловила на себе сальные взгляды мужчин: таращатся и раздевают глазами многие, вне зависимости от возраста и семейного положения.

В Индии нужно ломать себя во многом, быть гибким, приспосабливаться. Индийское общество абсолютно патриархально, поэтому женщина занимается здесь домашней работой, служением родителям мужа и воспитанием детей. Меня часто спрашивают не «Как твоя учеба или работа?», а «Как работа на кухне? Что ты готовишь для мужа?» Привыкнуть к этому было очень сложно.

Жизнь многих иностранок кардинально отличается от нашей, особенно, если мы говорим не об Европе или Америке. В нашей статье, ты узнаешь как живут индийские женщины, что они едят и за кого выходят замуж.

Еда

Каждая индийская женщина предпочитает свою особую смесь специй и растительных приправ, как правило, в эту смесь входят куркума, имбирь, чеснок, кориандр, семена аниса, корица, кардамон и гвоздика. К карри обычно подают рис, а также различного типа лепешки, известные под общим названием роти. Постоянное блюдо на индийском столе - дал, густая чечевичная каша, которую едят вместе с карри. Популярные такие блюда, как маттар паник - это смесь из гороха с брынзой, приправленная специями, саг гошт - баранина со шпинатом и алу дам - картофельное карри.


Одежда

Одежда у индианок яркая и красивая. В первую очередь, это сари - традиционный, очень красивый и женственный наряд в Индии. Но не все женщины его носят: в зависимости от возраста, климата, местной культуры, религиозных убеждений, а так же места проживания индийские девушки и женщины носят сальвар камиз, чуридар камиз или лехенгу боли.

Сальвар камиз представляет собой широкие штаны-шаровары и тунику. Чуридар камиз - похож на первый наряд, только к нему добавляется накидка или кофточка. Лехенгу боли включает в себя длинную юбку и топ с накидкой. Часто эту одежду носят как вечерний, праздничный или торжественный наряд.


Обязанности

Идеальным для индианки считается образ Ситы, жены Рамы. Она была мила, приветлива, благородна и честна. Любила мужа неземной любовью, а другие мужчины для нее просто не существовали. Индианка должна поддерживать дом в чистоте, воспитывать детей, готовить, скромно одеваться и советоваться с мужем всегда. Правда, в каждом регионе Индии все индивидуально, и для жительницы столицы и деревни совсем разные правила.

В Индии с древних времен считают, что вся прелесть женщины сосредоточена в ее пышном теле. Храмовые барельефы воспевают его плавные линии и грациозные движения. Объемные формы в понимании индийцев символизируют здоровье, богатство и сытую жизнь, что для большинства жителей Индии является лишь мечтой. Может быть, поэтому здесь не привилась мода на худосочных девушек, которыми так восхищаются на Западе…

Впрочем, большинство современных индийских женщин отличаются завидным изяществом. Обратите внимание на то, как ходят индианки. Прямые, как струна, с гордо поднятой головой, они несут собственное достоинство, стараясь его не расплескать. Возможно, секрет такой походки кроется в традиционном наряде индианок - сари. Эту одежду надо уметь носить.

В Индии считают, что сари не только подчеркивает красоту женского тела, но также способно поведать о характере женщины, о благосостоянии ее семьи и, конечно же, о ее вкусе.



Искусству облачаться в сари девочек учат с 12 лет. Надо сказать, что обернуться в шестиметровый кусок материи - задача непростая. Ткань очень легкая. Как правило, это тонкий шелк или хлопок, на севере страны - шерсть.

Ткань изготавливают дедовским методом. Маленькие мастерские разбросаны по всему югу. Каждое полотно уникально, второго такого не будет. Меняется орнамент, варьируется сочетание красок. К цвету сари индианки относятся с особым вниманием. Он призван подчеркнуть настроение женщины.


Главное предназначение индианки - материнство. Считается, что женщина является средоточием активных сил природы, в отличие от пассивного мужского начала. Она полна творческой энергии, способна созидать и разрушать.


Индийские женщины рано выходят замуж. Для них это повышение по рангу, ведь истинная сила индианки раскрывается только после замужества, все, что происходит в жизни женщины до того, лишь прелюдия.

К расновато-коричневая точка называется бинди или тилака, а рисуют её в центре лба, где по мнению индусов, находится третий глаз. В древности символ этот наносили специальной краской, содержащей сандаловое масло и пепел.

Бинди, в зависимости от цвета?означает семейное положение и кастовую принадлежность. Например, красная-каста брахманов, черная-?кшатриев.

Точки могут быть наклеенными или нарисованными, еле заметными и просто огромными, уже не точками, а целыми кругами.

Мужчины рисуют на лбу даже не точку, а полосу, которая начинается между бровей и заканчивается у основания волос, обычно красного или жёлтого цвета. Что касается точек у женщин, то по религии их должны носить только замужние, но сейчас это их символическое значение уже ушло в прошлое.

Чандры носят, как правило, индуисты – причём как мужчины, так и женщины, но мужчины, конечно, реже. Только особо религиозные.

Если о мужчине с разукрашенным лбом можно сказать, что он серьёзно относится к своей религии, то о женщине можно сказать лишь то, что она просто решила себя украсить.

Девушки носят особенно красивые блестящие и яркие чандры.
Что касается индийского искусства, то - у женщин-танцовщиц середина лба (межбровье) отмечается Бинди красного цвета

Бинди для индусов - напоминание о том, что они заключают в себе искру божественного, что они бесконечно малая часть (душа - джИва) бесконечно великого (бога - Атман).

Если, к несчастью, женщина становится вдовой, то ей запрещено носить бинди. Так же, многие женщины во время "ежемесячных проблем" воздерживаются от нанесения бинди.

Основные приметы замужней женщины - кольцо на среднем пальце ноги, серьга в носу и расположение точки посередине лба, а не между бровей, как до брака.

Индийцы считают, что женщина дает мужчине магическую охрану: удачу в делах, благополучие и процветание. Она обладает энергией, без которой не может действовать мужчина.

Сакральную женскую силу символизирует ожерелье "тали", которое жених завязывает невесте во время брачной церемонии. Это означает, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщины.



Жена никому не показывает своего тали, чтобы не навлечь беду. Если нить ожерелья порвалась, жди плохих перемен в судьбе мужа. Другими словами, здоровье и благополучие супруга полностью зависит от жены.

Однако наряду со всеми этими достоинствами быть женщиной в Индии не самая приятная миссия. Индийцы считают, что если вы родились женщиной, значит, ваша карма сильно испорчена. Женская оболочка есть не что иное, как расплата за грехи в прошлой жизни. Вероятно, это связано с шатким положением замужней женщины.

Ее счастье непосредственно зависит от здоровья мужа. Остаться вдовой для индианки - все равно, что быть похороненной заживо. Поэтому индийские женщины до сих пор сжигают себя в погребальных кострах мужей. Обряд этот называется "сати".

Согласно легенде начало самосожжению положила богиня Парвати, явившаяся на землю в облике Сати. Отцу Сати очень не нравился муж дочери бог Шива. Однажды старик устроил пир и пригласил всех богов, кроме Шивы. Сати восприняла это как оскорбление любимого мужа. В знак протеста она взошла на костер. После этого, чтобы показать преданность мужьям, жены стали приносить себя в жертву огню.

Но есть и другая версия. В Средние века во времена завоевательных походов на территории Индии существовал обычай "джохар". Когда осажденная врагами крепость уже не могла обороняться, женщины и дети собирались в одном помещении и сжигали себя, чтобы не стать добычей врага.

Перед самосожжением, чтобы приглушить боль, женщины пьют наркотическое средство. Но боль настолько сильна, что первые же языки пламени отрезвляют вдову. В давние времена совершавший обряд брамин возвращал беглянку в костер при помощи дубины, которой бил женщину по голове, а потом длинным шестом заталкивал обратно в огонь.

Официально сати был запрещен только в 1987 г. Но, несмотря на запрет, ежегодно в Индии совершается по нескольку десятков обрядов. Если вдова настаивает на самосожжении, то она обязана подписать соответствующий документ, подтверждающий добровольность акта.

Конечно, можно решить, что живучесть обряда - свидетельство силы индийских традиций, но жизнь показывает, что огонь для индианок является единственным избавлением от вдовьего существования. Считается, что смертью мужа боги наказывают женщину за грехи. Соответственно, именно она виновата в его смерти, за что должна расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

После похорон мужа жена обязана отказаться от всех удовольствий. Она спит на голом полу, питается мучной похлебкой, все свои дни проводит в молитвах. К ней относятся как к прокаженной. Встретить на улице вдову плохая примета, даже слуги избегают хозяйку-вдову. Она становится изгоем до конца своих дней.

Чтобы избежать этой скорбной участи, жены холят и лелеют своих мужей. Каждые пять лет женщина совершает обряд охранения мужа. Если он заболел, жена постится. Мужа никогда не называют по имени, так как произнесенное в слух имя укорачивает жизнь супруга. Обращается к нему на Вы, омывает ему ноги, принимает пищу, только когда насытится супруг.

Не садится в транспорте, если муж стоит. Никогда не идет рядом с ним, а чуть припаздывает. Одним словом, индийские женщины берегут своих мужей, как самое большое сокровище жизни.

Текст: Виктория Крундышева

О ЖИЗНИ ИНДИЙСКИХ ЖЕНЩИН мы узнаём либо из болливудской классики вроде «Зиты и Гиты», либо из сводок новостей: пока на экране поют жизнерадостные красотки в ярких сари, в реальном мире женщин серной кислотой и во время операций по стерилизации. Недавно социальные сети облетел , в котором положение женщин сравнивают с коровами - не в пользу первых.

В индийской культуре женщине до сих пор отводят всего две роли: в зависимости от возраста её воспринимают либо как продолжение мужчины (дочь или жену), либо как мать семейства - хранительницу домашнего очага. И в первом, и во втором случае у женщины нет реального голоса, то есть её жизнь полностью зависит от воли мужчины. В последние несколько лет в стране открыто заговорили о домашнем и сексуальном насилии, о и даже о . Мы попросили Викторию Крундышеву, которая пять лет назад переехала в Индию, рассказать об истоках жестоких практик и о том, что с индийскими женщинами происходит сегодня.

Самосожжение и легенда о Сати

Индуистская мифология метафорична и открыта для интерпретаций - в ней немало сильных и самостоятельных женских образов, однако патриархальный уклад допускает лишь одну трактовку мифологических сюжетов. Идеальной женой и ролевой моделью для индийских девушек стала Сати (Савитри) - героиня древнего эпоса «Махабхарата». Главное качество Савитри - её бесконечная любовь к мужу: по легенде, принцесса последовала в загробный мир за любимым после его смерти и благодаря своей хитрости и смекалке победила местного правителя, вызволив и супруга, и себя. Со временем история Савитри трансформировалась: в поздних пересказах мифа на первый план выходит уже не мудрость принцессы, а то, что её верность и поклонение мужу заставили её пойти за ним в загробный мир. Имя «сати» получила жестокая традиция, которая обязывает вдову после смерти мужа взойти на погребальный костёр и заживо сгореть вместе с телом мужа - чтобы встретить с ним загробную жизнь.

Отказ добровольно проститься с жизнью считался бесчестьем. Женщин, которые не хотели гореть вместе с умершим мужем, не уважали и сторонились, а ещё чаще наказывали - то есть всё равно сжигали. Обряд сати, который был распространён по всему субконтиненту - яркая иллюстрация положения женщины в индийском обществе: первые свидетельства этой практики восходят к I веку до нашей эры, а наибольшую популярность она получила в 1800-х годах. Хотя со временем обряды сати проводились всё реже и реже - они сохранялись лишь в далёких деревнях и самых бедных районах Индии, - окончательно традиция была искоренена только после запретительного закона (Prevention of Sati Act) в 1987 году, который был принят после громкого случая самосожжения 18-летней вдовы.

Даури и фемицид

Фемицид (женский инфантицид, или убийство новорождённых девочек) в Индии практиковался веками и продолжает существовать сегодня. Правда, убийства младенцев сходят на нет, так как появилась возможность делать . У появления фемицида много причин: это и общая бедность, и потребность в тяжёлом физическом труде, которым в основном занимаются мужчины, и обязанность родителей невесты платить семье зятя богатое приданое. И хотя, как и сати, фемицид был запрещён ещё во время британского правления, долгое время он оставался одной из главных социальных проблем Индии.

В 1991 году была принята правительственная «Программа по защите детей», а год спустя - «Колыбельная программа», позволяющая анонимно отдавать детей на усыновление. В некоторых штатах семьям с двумя или более дочерьми выплачивают пособия. Несмотря на государственные меры, фемицид существенно повлиял на демографию в стране: сегодня в Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы прекратить селективные аборты, государство запретило процедуры по определению пола ребёнка - однако в подпольных клиниках это всё равно можно сделать за 3–8 тысяч рупий (примерно та же сумма в рублях). Только за 2016 год двенадцать докторов были отстранены от работы по подозрению в том, что нарушали запрет. В борьбе с фемицидом правительство и некоммерческие организации задействовали социальные сети и маркетинговые кампании, их самый известный слоган - «Save a Girl Child» («Спаси девочку»).

Древний обычай даури - так называется традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха - ещё одна иллюстрация того, что женщина в индийском образе считается обузой. Платить можно и деньгами, и «подарками»: недвижимостью, машинами, украшениями и дорогими бытовыми приборами. Даури официально запретили в 1961 году, но отследить выплату приданого трудно, поэтому практика существует до сих пор.

Система даури поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врождёнными привилегиями. Она пронизывает всю матримониальную систему Индии - особенно это заметно при поиске невесты, когда к женщине предъявляются абсурдные требования: оценивается образование, таланты, цвет кожи и внешность потенциальной супруги. Лучшей невестой считается та, которая обещает не работать после свадьбы, а заниматься исключительно хозяйством и детьми.


Болливуд и стереотипы

Болливуд безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов - поэтому гендерные стереотипы, которые он транслирует, заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени женские образы в Болливуде были представлены либо героинями, всегда второстепенными по отношению к главному герою, либо участницами так называемых item numbers (музыкальных вставок). Героиня item number - соблазнительная красотка, которая фигурирует в фильме на протяжении одной песни и не добавляет в сюжет ничего нового, а просто радует мужской глаз. Болливудская дихотомия «женщина-ангел» - «женщина-шлюха» сильно повлияла на мировоззрение индийцев: общество приклеивает женщине ярлык «плохой» или «хорошей» в соответствии с киностандартом.

Степень объективации женщин в индийском кино трудно осознать, не понимая текста песен: композиции, сопровождающие item numbers, часто имеют недвусмысленный сексуальный подтекст и откровенно поощряют насилие. «Не важно, скажешь ли да или нет. Ты моя, Киран», - эту строчку из известной песни каждый в Индии знает наизусть. Звучит она из уст культового актёра Шахруха Хана. Рэпера Хани Сингха, чьи треки часто звучат в болливудских блокбастерах, постоянно обвиняют в мизогинии. Своё отношение к женщинам певец не скрывает: он записал целый альбом о сексуальном насилии, который так и называется - «Насильник».

Мужчины напевают эти песни на улице, когда какая-нибудь девушка кажется им привлекательной. Во многом благодаря Болливуду уличные приставания считаются нормой. В популярных комедиях, например, «Отрываясь по полной - 2» («Grand Masti»), главные герои пристают к героине на улице и следуют за ней, пока та не устаёт от внимания и не «сдаётся». Из подобных сцен зрители усваивают, что незаинтересованная или открыто отвергающая ухажёра женщина не знак «стоп», а вызов и признак того, что нужно приставать активнее, «добиваться» девушки.

В последнее время в индийском кино прослеживается обнадёживающий тренд: в фильмах появляется всё больше сильных героинь и женщин-протагонисток (например, в картинах «Королева», «История» («Kahaani») и «Мэри Ком»). Однако массовое кино по-прежнему держится на «тестостероновых» комедиях и блокбастерах, приносящих большой доход.

Нирбая и страна насилия

Переломный момент в обсуждении прав женщин случился в декабре 2012 года, когда вся страна узнала об ужасающем групповом изнасиловании в Дели. Город называют «столицей изнасилований» - именно здесь происходит больше всего жестоких преступлений против женщин.

14 декабря 23-летняя девушка (в прессе её имя не стали разглашать, дав ей псевдоним Нирбая) пошла в кино вместе со своим молодым человеком. После сеанса они сели в автобус, где находились шестеро мужчин, в том числе один несовершеннолетний; они жестоко избили девушку и изнасиловали её, а после оставили на дороге раздетую и истекающую кровью. Молодой человек, попытавшийся защитить Нирбаю, получил удар по голове, но выжил, а его спутница скончалась в больнице через две недели из-за многочисленных повреждений внутренних органов. Преступление получило беспрецедентную огласку и вызвало бурную реакцию и в Индии, и в мире. В Дели и других городах прошли акции протеста, а насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни.

Гибель Нирбаи спровоцировала серьёзную дискуссию о положении женщин в Индии, но проблема по-прежнему не решена. Политики много говорят о том, что было бы неплохо обеспечить безопасность женщин и ужесточить наказания за изнасилования, но преступлений не становится меньше, и многие из них отличаются жестокостью. В столице Индии Дели женщины стараются не выходить на улицу в одиночестве после наступления темноты.

Стоит отметить, что жертвами насилия и дискриминации в первую очередь становятся женщины индийского происхождения, а иностранки, даже если они живут в стране очень долго, чувствуют себя в большей безопасности. Возможно, это связано с тем, что преступления в отношении иностранцев привлекают внимание госслужб и консульств, и полиция относится к ним серьёзнее, чтобы не навлечь международный скандал. Иностранок, особенно из Европы, считают более «распущенными» и - если использовать болливудскую терминологию - более «item», то есть выполняющими декоративно-развлекательную функцию.


Виктимблейминг и западные ценности

После дела Нирбаи и других громких преступлений индийцы стали открыто требовать реакции властей. Но большинство политических и религиозных лидеров не только отказываются брать на себя ответственность за решение проблемы, но подливают масла в огонь, виня во всём жертв насилия и открыто поддерживая патриархальные установки.

Массовые протесты в 2012 году один из крупнейших религиозных лидеров страны Асарам Бапу прокомментировал так: «Жертва виновна не менее насильников. Она должна была не противиться, а взывать к насильникам как братьям и умолять их остановиться. Она не должна была садиться в автобус и идти в кино с молодым человеком». «Женщины не должны шляться по улицам с мужчинами, если не состоят с ними в родстве. Такие случаи - результат влияния западной культуры и стиля в одежде», - заявил лидер правой политической партии «Раштрия сваямсевак сангх» Мохан Бхагуот. Перекладывание вины на «влияние Запада» - характерный приём для политиков, выступающих за «сохранение традиционной индийской культуры». Эта очевидно популистская позиция игнорирует тот факт, что насилию подвергается множество женщин из традиционных семей, не имеющих никакого доступа к западной культуре.

На требования высшей меры наказания для насильников политик Мулаям Сингх Ядав заявил : «Мальчишки ведут себя как мальчишки, разве нужно их за это вешать?» Прогрессивные слои индийского общества ужасаются подобным высказываниям, но большая часть населения попадает под влияние популистов. В массе индийцы по-прежнему считают, что жертва « », а в некоторых случаях насилие может быть оправданно.

Женщины, пережившие насилие, редко обращаются в полицию: из-за коррупции многие дела не доходят до суда, кроме того, с жертвами зачастую плохо обращаются. Полицейские допускают ехидные комментарии и откровенно унижают женщин, известно и о случаях насилия в полицейских участках. Правозащитники считают, что в 9 из 10 случаев изнасилования жертва не сообщает о нём в органы власти, из-за чего преступники чувствуют абсолютную безнаказанность и вседозволенность.

Разговор о равенстве

В Индии до сих пор нет закона, запрещающего домашнее насилие. Женщины ежедневно сталкиваются с домогательствами в общественном транспорте, непристойными комментариями на улице и осуждающими взглядами со стороны пожилых людей, которым не нравится их «слишком современная» или «чересчур открытая» одежда. Однако есть и сдвиги к лучшему: в последние несколько лет о насилии наконец стали говорить, а популярные медиа и знаменитости осознали, как сильно влияют на общество - и теперь открыто призывают уважать женщин.

Всё больше медиа и социальных платформ пишут о равноправии - и впервые за много лет призывают активно бороться с сексизмом и выступать против насилия. На изменения реагирует и Болливуд: сенсацией 2016 года стала картина «Розовый» («Pink») с одним из самых известных и уважаемых актёров страны Амитабхом Баччаном в главной роли. Этот фильм затрагивает проблему виктимблейминга, говорит о принципе согласия и уважении к правам женщины.

Современная Индия только начинает разговор о феминизме. Как и в любой укоренившейся патриархальной системе, идеи равноправия встречают сопротивление. Уже сейчас можно заметить, что девушки-миллениалы более независимы, чем их старшие сёстры и матери, и готовы постоять за себя - но эмансипация явно займёт много лет.

Фотографии: Wikimedia Commons , Reliance Entertainment, Getty Images (1)

Индия - удивительная страна, в которой наряду с современностью все еще можно встретить выполнение традиций и обычаев предков. Невозможно в полной мере понять индийскую культуру, не разобравшись, что собой представляет индийская женщина. В ней всегда кроется какая-то загадка, разгадать которую, наверное, не под силу европейцам. Жизнь индийских женщин специфична, и многих особенностей нам не понять. Однако, стоит хотя бы немного окунуться в эту культуру.

Внешний вид и одежда индийской женщины

Кто хоть раз видел индианку в сари, наверняка восхищенно смотрел ей в след, не отводя глаз. Действительно, этот традиционный наряд индийской женщины просто завораживает своей красотой. Сари считается одним из древнейших видов женской одежды. Сари носили еще в Древней Индии. Говорят, что у этого предмета одежды такой же возраст как и у самой страны. С тех пор, сари не претерпело практически никаких изменений. Оно по-прежнему представляет собой обрез ткани длиной примерно пять метров. Девочек уже примерно с двенадцати лет учат надевать сари. Ведь на самом деле красиво закрепить на себе такой большой кусок ткани - целое искусство.

Женщина в Индии должна всегда выглядеть красиво и быть ухоженной. Именно поэтому на представительницах прекрасного пола этой страны всегда много украшений. В этих целях используются различные натуральные и искусственные материалы. Особенную важность представляют золотые украшения. Чем больше на девушке золота, тем она богаче.

Даже если девочка родилась в очень бедной семье, родители откладывают деньги и стараются как можно скорее купить дочери золотые серьги. Кроме того, по традиции, сколько бы лет девочке ни было, с голой шеей на людях показаться она просто не имеет права. Поэтому как можно раньше отец должен подарить ей золотую цепочку. Волосы индианки украшают живыми цветами.

Воспитание индийской женщины

С самого детства индийскую девочку готовят к тому, что она станет женщиной и женой. Поэтому еще с маленького возраста индианки знают, что такое косметика, как ею пользоваться. Им красят глаза и губы и покупают украшения.

Если в семье рождается девочка, родители сразу же начинают откладывать деньги ей на приданое. Часто в Индии жених и невеста до свадьбы друг друга не знают. Конечно же, нам это кажется кощунственным, однако индийские девушки изначально так воспитаны. С самого детства они верят в то, что будущий супруг предназначен им Богом, а родители выполняют Его волю .

В детях всегда воспитывают умение сдерживать свои эмоции. В особенности это касается девочек. Ведь она растет будущей женой своего мужа, а значит должна являть собой образец кротости и смирения.

Индийские девочки заранее готовятся быть покорными своим мужьям . Для них это норма поведения.

Особенности семейной жизни индийских женщин

Главное для любой женщины в Индии - это семья . Женщина - хранительница домашнего очага и прислужница у мужа. Если в доме нет служанок, то жена вынуждена вставать в четыре часа утра и готовить еду на весь день. Потом это будет сделать трудно, так как начинается жара.

Вообще брак определяет дальнейшую судьбу девушки. Выходя замуж, она как бы повышает свой социальный статус. Связано это с тем, что по традиции, индианка становится настоящим полноценным человеком только после замужества. Брак в Индии заключается один и навсегда .

Самое страшное для индийской женщины - остаться вдовой. Если с мужем что-то случается, это значит, что жена его не уберегла. Поэтому если женщина остается вдовой, от нее отворачиваются все, она должна соблюдать строгий пост и спать на голом полу. Встретить вдову - дурной знак. Однако даже в этом случае, женщина не должна оставаться без присмотра мужчины. Она либо возвращается в дом отца, либо за ней присматривает брат.

Раньше существовала традиция, когда жена в случае смерти мужа должна была совершить самоубийство, точнее, самосожжение. Однако, сейчас этот обряд официально запрещен, но если женщина проявит такое желание и заполнит нужные бумаги, она вольна это сделать.

Сейчас в крупных городах этой страны отношение к женщинам почти такое же, как и в европейских странах. Однако кое-где еще сохранились старые традиции.

Европейской женщине наверняка кажется, что индийская женщина просто не может быть счастлива при такой жизни. Однако стоит учитывать, что Индия - совершенно другой мир. Женщины испокон веков привыкли так жить. Свое счастье они находят в почитании своего мужа и любви к детям. Возможно, кое-чему нам стоит у этих женщин поучиться.

Специально для L adySpecial. ru - Мари Матвеюк

 

 

Это интересно: