→ Что происходит с ногами балерин. Деформация стоп балерин – профессиональное заболевание

Что происходит с ногами балерин. Деформация стоп балерин – профессиональное заболевание

Фото @stepanstepansky

Текст Елизавета Таранда

Истории о натруженных ногах балерин обросли мифами, легендами, страшнейшими фотографиями из социальных сетей. Безусловно, работа в пуантах в течение нескольких часов сказывается на внешнем виде, но не всё окрашено кровавыми красками. Современная медицина шагнула вперёд не только в области моментального накачивания губ, но и в части ухода и защиты ножек от мозолей и потёртостей. Каждая уважающая себя девушка ухаживает за своим телом, и балерины – не исключение.

Уход за ногами – важная часть профессии

Если заранее не заклеить тонким пластырем наиболее натираемые места, не смазать пятки специальным воском, чтобы на неё легче надевались туфельки, – пуанты жестоко покарают за халатное отношение. Обычные пластыри мы чаще используем для заклеивания уже сбитой мозоли, так как пропитанная зелёнкой марля подсушивает и залечивает стертую кожу.

Поверх такого пластыря наклеивают широкий медицинский или бежевый шелковый пластырь для фиксации первого: дело в том, что нога во время танца становится влажной и плохо зафиксированный пластырь может нанести ещё больший вред, если сползёт. У каждой балерины – свой любимый пластырь: телесный из тканого материала Omnifix силиконовый Compeed, Hartmann Cosmos, силиконовые вкладыши Bloch. Помогают танцовщицам и тейпы, они предохраняют стопы от трения, защищают пальцы от мозолей и облегчают нагрузку на репетициях.

Бюстгалтер и трусы, все Dior . Фото: @stepanstepansky. Стиль: Татьяна Шеваренкова. Прическа: Алена Герасименко. Макияж: Алена Моисеева для Giorgio Armani. Маникюр: Ольга Анкаева для L’Oreal Paris Essie. Ассистент стилиста: Екатерина Савинкова. Продюсер: Елена Серова

Педикюр: от и до

В уходе за ногами танцовщицы полагаются целиком и полностью на себя. Конечно, делать педикюр самой себе не очень удобно да и хлопотно, но никто лучше не знает, какая длина и форма нужна, где можно убрать что-то, где спилить, а где помазать. Даже самый профессиональный мастер может нередко срезать лишнее, а это невыносимо больно.

Ноготь должен быть средней длины, не выступать за край пальца, и чтобы в пуантах кожа не отходила от ногтя. Мозоли и натоптыши практически никто из балерин не снимает, так как при работе в мягкой балетной обуви нежные пяточки сразу натираются, а чуть огрубевшая кожа защищает стопу лучше.

Сухие мозоли практически все стараются до последнего не срезать, убирают только в том случае, если есть вероятность возникновения межпальцевых мозолей или шпор, которые мешают танцевать. Шеллак делают немногие, так как некоторым он мешает в туфельке, как лишний слой, другие используют мази и жидкости для дезинфекции и заживления кожи ног, при этом лак может окраситься или попросту будет снят за счёт разных химических компонентов.

Итак, прежде чем танцевать, балерина заклеила пальчики, подготовила ноги к тому, чтобы надеть пуанты, проверила не натирают ли свод стопы пришитые ленты и резинки.

После бала

Уход за «рабочим инструментом» продолжается и после репетиции. Прекрасно помогают ванночки с солью, душистыми травами, арникой. Потом можно смазать кожу мазью с охлаждающим эффектом и полежать 10 минут, подложив под ножки валик.

Маникюр

Что касается маникюра, то классические спектакли требуют опрятного вида рук, не допускают лишнего блеска и исключают цветной лак на ногтях. Даже светлый лак может быть виден при свете софитов, что бывает особенно забавно во втором «белом» акте «Лебединого озера». Свет на сцене меняется на сине-голубой и прожекторы направлены на главных героев, в этот самый момент зритель невольно видит в сценическом мраке светящийся неоновым цветом лак светло-персикового оттенка, который в электрическом свете стал ярко-оранжевым. За такие казусы могут серьезно отругать, так как любое отступление от канонов внешнего облика танцовщицы разрушает сценическую магию.

Идеальная фигура, пуанты с ленточками, шикарные костюмы для балета, гастроли, овации и море цветов… Все это - мечта, наверное, любой девушки. Кто-то склоняется в пользу карьеры модели, а кто-то мечтает танцевать, посвятив жизнь профессиональному балету.

Опрос показал, что около 40% людей говорят о балете, как о танцах на цыпочках, столько же считают балет танцами на носочках, и лишь 20% из опрошенных сказали, что это - танец на пуантах. «Пуант» переводится, как «острие» или же «точка». Действительно, если каждое соприкосновение носочков балерины с полом можно было бы нарисовать, то мы могли бы наблюдать пунктирную линию из точек. Балерины, словно воздушные феи, парят над сценой, и кажется, что на них вовсе не действует. Но никто и не догадывается о том, чего стоит такая легкость и грация.

Ноги балерины не могут сравниться даже с ногами опытных легкоатлетов, занимающихся бегом и прыжками. Они настолько упругие, настолько жесткие, что при прикосновении кажутся даже неестественными. И это объяснимо: ноги балерины должны быть сильными и выносливыми, ведь на площадь в пару квадратных сантиметров (размер «пятачка» пуантов) опирается весь вес танцовщицы, чьей красотой восхищается практически каждый.

Но балет завораживает только зрителя, за кулисами и в залах, где проходят репетиции, все выглядит иначе. Это жесткая, даже жестокая реальность.

Ноги балерины подвергаются множеству травм и пыток. Особенно частые травмы в балете - растяжения, переломы, вывихи, повреждения связочных аппаратов суставов. Наибольший процент среди балетных травм приходится на область тазобедренных суставов, следствие которых - комплекс проблем, влекущий за собой воспаления в малом тазу.

Нет необходимости иметь научную степень, чтобы рассчитать балерины весом в 50 кг на площадь в 2 сантиметра. Это - сила, которую скрывают точеные ноги профессиональной балерины.

Среди танцовщиц есть такое понятие, как «ломка подъема». Это насильственные (верхней ее части). Большинство девушек для того, чтобы вытянуть подъем, подсовывают валики под пальцы. Таким образом получается противоестественный переизгиб, но, как вы сами догадываетесь, к хорошим последствиям это не приводит. Растягиваются и даже часто надрываются связки, работающие при растяжении, разбалтываются и слабеют связочные аппараты стоп.

С возрастом ноги балерины легко подворачиваются, особенно при прыжках или в беге. Артриты, тромбофлебиты, артрозы… Все это - сопутствующие болезни балетного искусства, страшная плата за красоту. Мало того, далеко не каждая танцовщица, выйдя на пенсию (кстати, в очень раннем возрасте), сможет позволить себе надеть открытую обувь из-за деформированных стоп.

Но закулисные трагедии этим не исчерпываются. О непостижимых диетах и жесткой конкуренции говорить вообще не принято. Еще одна теневая сторона красоты - заболевания ПТ, слезы, разочарования…

В балет приходят тысячи девочек, но настоящими звездами становятся единицы. Многие, не выдержав напряжения и колоссальных нагрузок, уходят уже в первые месяцы...

Сколько страданий приносят профессиональные заболевания музыкантов, танцоров, художников! Этой теме мы и хотим посвятить свою статью. А ещё расскажем о натуральных препаратах, которые способны облегчить если не муки творчества, то хотя бы телесные муки.

Фраза о том, что красота спасёт мир, произнесенная одним из героев романа Ф. М. Достоевского, хорошо известна всем. Может быть, поэтому люди издавна стремятся запечатлеть «спасительницу» и своё отношение к ней самыми разными способами: в музыке, танце, живописи, скульптуре, одним словом – в произведениях искусства? Знаменитую фразу уже давно перефразировали: «Искусство спасёт мир». Кто из нас не восхищался необыкновенной лёгкостью и грациозностью балерины, виртуозностью музыканта, богатством палитры художника? Искусство очищает нас, делает сильнее, пробуждает в душах прекрасные чувства и помыслы. Мы начинаем ценить настоящую любовь, преданную дружбу, сострадание к ближнему. Порой кажется, что собственная жизнь творческих людей – сплошная сказка. К сожалению, это далеко от истины. За величайшими произведениями искусства, которым поклоняются миллионы, зачастую скрывается тяжелейший каждодневный труд, долгие годы поиска «себя», непонимание современников.

Чем грозит святая к музыке любовь?

Знаменитые мудрецы утверждали, что музыка появилась на свет одновременно с сотворением мира. О силе её воздействия на человека размышляли древние философы: Пифагор, Платон, Аристотель. В наши дни доказано, что человека во многом зависит от эмоций, а над эмоциями властвует музыка. Она преобразует душу, меняет настроение, успокаивает в часы отдыха, помогает в работе, стимулирует мозговую активность, объединяет людей. Чтобы добиться такого влияния на человека, сыграть по нотам недостаточно, надо овладеть высокой исполнительской техникой. К достижению этой цели стремились музыканты всех времён и народов. И часто расплачивались своим здоровьем. «Святая к музыке любовь» имеет свою обратную сторону. Согласно статистическим данным, профессиональные заболевания музыкантов диагностируются у 90% представителей данной профессии по всему миру. При этом в 72% случаев они выявляются у лиц моложе 25 лет.

От подобных болезней страдали Р. Шуман, А. Скрябин, А. Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Э. Изаи, Я Флиер, М. Юдин. Этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема остаётся актуальной и в наши дни.

Репетиции и выступления

Длительная игра на музыкальных инструментах в течение долгих часов репетиций и выступлений, совершение бесчисленного количества однообразных движений, постоянные попытки соединить быстроту и высокую координацию сопровождаются сильнейшим физическим перенапряжением рук . В какой-то мере это напоминает тренировки спортсмена, вызывающие сильное переутомление. А позволить себе полноценный отдых, пропуск репетиций недопустимо: это тотчас скажется на скорости (виртуозности) пальцев.

Добавим, что многие музыканты большую часть своего времени проводят в сидячем либо стоячем положении (в зависимости от инструмента). Это печальным образом отражается на позвоночнике и сосудах. Результат – боли в шее, пояснице, локте, пальцах, ограничение возможностей заниматься любимым делом и полный отказ от него, что сродни для творческого человека катастрофе, утере смысла жизни.

Роберт Шуман

Роберт Шуман, страстно добиваясь того, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще», занимался с упорством фанатика и для укрепления мышц пальцев использовал даже специальные упражнения, усиленные механическим устройством. Результаты «тренировки» не заставили себя долго ждать: была травмирована правая рука, средний палец навсегда потерял свою работоспособность. Лечение результатов не дало. О виртуозной игре пришлось забыть…

Профессиональные заболевания музыкантов

Профессиональные заболевания музыкантов связаны, как правило, с разбалансировкой двигательной системы : самую тяжёлую работу вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, при этом крупные мышцы «простаивают», становятся вялыми, аморфными. Нарушается осанка, сближаются или смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами , мышцы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а ещё невралгии и защемления нервов, развиваются неврозы.

Пожалуй, одними из самых распространённых являются и суставов пальцев рук и кистей . Постоянное и напряжение этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставной или околосуставной ткани – . Пальцы краснеют, начинают неметь, плохо сгибаются, отекают. Сильная ноющая боль не отпускает даже ночью. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так начинается опасное заболевание — . . Теперь боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отёки тоже исчезают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. В запущенных случаях всё может закончиться инвалидностью и невозможностью продолжать музыкальную карьеру . Широко распространённая сегодня в мире практика лечения артритов и артрозов стероидными и нестероидными противовоспалительными и противоболевыми препаратами направлена лишь на устранение симптомов заболеваний, но, к сожалению, не затрагивает саму их причину – разрушение хрящевой ткани .

Изучением профессиональных заболеваний музыкантов , их лечением и профилактикой занимаются Институт здоровья музыкантов имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians’ Health) и научно-исследовательский институт имени Петера Оствальда при Кёльнской консерватории (Hochschule für Musik Köln).

Многих пожилых музыкантов беспокоит такое заболевание как . При этом у них особенно часто страдают кисти и пальцы рук. Этот вопрос подробно исследовали ученые д.м.н., профессор , к.м.н., доцент В.С. Животощук. Предлагаем вашему вниманию их научную работу

К совершенству сквозь боль и непосильный труд

Балет для рядового человека – необыкновенное, волшебное, чарующее действие. А его артисты – настоящие сказочные феи и эльфы. Они способны высоко взлетать, словно бабочки, парить над сценой, быстро и легко вращаться. Всё это настолько неправдоподобно и непостижимо, что кажется чем-то сверхъестественным, находящимся за гранью человеческих возможностей. Как им это удаётся? То, что для нас – праздник, для артистов балета – ежедневная изнурительная, но очень любимая работа. Добиться лёгкости и грациозности движений позволяют годы упорного труда, нередко сопровождающегося болью от вывихов, и растяжений. К слову сказать, балет — едва ли не самый травмоопасный вид деятельности. Больше травм бывает лишь у спортсменов — горнолыжников или футболистов. Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.

Занятия балетом связаны с тяжёлыми физическими нагрузками, сопоставимыми с нагрузками спортсменов. Отличие в одном: танцоры работают на выносливость, а не на рекорды. Подсчитано, что артисты балета (мужчины) за одно выступление переносят около 2 т «груза». Они бессчётное число раз поднимают балерин, кружат их, снова ставят. А помимо выступлений есть ещё и тренировки:10-12 часов в день, 6 дней в неделю! На них тоже нужно поднимать «тяжести». Но физические нагрузки в балете испытывают не только представители сильной половины человечества. Средний вес балерины – 50 кг. И такую массу регулярно принимают на себя пальцы и передняя часть женской стопы (плюсневые кости), ведь большинство движений нужно выполнять на носочках (за счёт этого, собственно, и создаётся ощущение необыкновенной лёгкости). Нагрузка многократно усиливается прыжками. Это не предусмотрено природой, противоестественно для организма. У обычного человека передняя часть стопы вообще не несёт осевой нагрузки.

Профессиональные болезни балерин

Уже к 38 годам у балерин очень сильно деформируются стопы и пальцы, искривлённый большой палец провоцирует смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы, крайние плюсневые кости расходятся в стороны, развивается статическое плоскостопие , связанное с ослаблением мышц и растяжением связок. Ситуацию усугубляет ношение неудобной, тесной обуви – пуантов. С годами стопы артисток покрываются мозолями и кровоподтёками, у больших пальцев выступают шишки, суставы воспаляются и болят.

Но это ещё «цветочки». От постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски , тазобедренные суставы поражаются артрозом, артритом, формируются характерные изменения скелета, появляется нестабильность поясничных позвонков (они становятся излишне подвижными и теряют способность удерживать тело в физиологическом положении при движении и в состоянии покоя), опускаются внутренние органы (из-за постоянных прыжков) и начинают давить на мочевой пузырь. Мало того, у молодых людей развивается болезнь, присущая, в основном, пожилым – остеопороз или снижение плотности костной ткани , из-за которой они гораздо чаще «простых смертных» ломают руки и ноги.

Почему это происходит?

Известно, что нагрузки на костный аппарат стимулируют обновление клеток костной ткани , увеличивают её плотность. Замечено, например, что у космонавтов длительное пребывание в состоянии невесомости, когда отсутствует нагрузка на кости и мышцы, вызывает значительную . У артистов же балета, напротив, наблюдается избыток физической нагрузки. Оказывается, всё дело в том, что обновление костных клеток происходит во время отдыха. Если же интенсивные тренировки не чередуются с полноценным отдыхом, нарушается равновесие процессов формирования новых костных клеток, развивается дисбаланс между рассасыванием старой костной ткани (естественный процесс) и созданием новой. В результате кости становятся более тонкими и, соответственно, слабыми. Медики называют это явление «усталостью кости ».

Ещё одну причину профессиональных болезней балерин выяснили американские учёные во главе с профессором Анной Хох из Висконсинского медицинского колледжа. Они провели исследование 22 молодых женщин – профессиональных артисток Милуокской балетной труппы (Milwaukee Ballet Company). Средний возраст участниц составлял 23 года, вес – 51 кг. Удалось установить, что источник проблем со здоровьем у всех «сказочных фей» один – неправильное , которое не способно в полной мере восполнить потраченную на тренировках энергию. Среди прочего (расстройство пищеварения, нарушение кровотока и лимфооттока, варикозное расширение вен голени, тромбофлебит, заболевания сердца, прекращение менструаций, воспалительные процессы органов малого таза, бесплодие и пр.) у 59% балерин обнаружился дефицит , у 23% — костная , иначе говоря, начальная фаза остеопороза. Так девушки столкнулись с проблемами женщин постклимактерического периода .

Десятки людей страдают на тренировках!

Чтобы организм успел приспособиться к повышению уровня физической нагрузки, необходимо достаточно времени потратить на разминку и разогрев суставов. Нередко такого времени попросту не хватает. Результат – повреждения связочного аппарата суставов при выполнении сложных элементов: травма передней связки позвоночника, тазобедренного сустава, ослабление и разбалтывание связочного аппарата стопы, разрыв связок стопы и голеностопного сустава и др.

В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. А в травматолого-ортопедической больнице Омска создано специальное отделение для артистов балета и спортсменов. Оно так и называется – отделение спортивно-балетной травмы. Еженедельно в него поступают десятки людей, пострадавших на тренировках. В задачу врачей входит не просто возвращение двигательной активности танцору, а ещё и способности танцевать.

Отказался от ходьбы в пользу живописи

Стремление к прекрасному – отличительная черта человека. Даже пещеры первобытных людей были украшены наскальными рисунками и фигурками людей и животных, вырезанными из подручных материалов. Древние ваятели пытались запечатлеть важные для них события, красоту окружающей природы. Что уж говорить о современном человеке? Многие не представляют интерьера своей квартиры без картин на стенах и статуэток. А ведь для кого-то это ежедневная, кропотливая и весьма тяжёлая работа. «Все великие художники – великие инвалиды», — утверждал немецкий писатель Томас Манн. И немалая доля правды в этом есть. Заболевания художников и скульпторов обусловлены особенностями их творческой деятельности.

Профессиональные заболевания художников и скульпторов

Длительное пребывание в стоячем или сидячем положении, постоянное напряжение кисти, запястья и пальцев рук, редкие перерывы в работе или их отсутствие, и безраздельная преданность искусству, пагубно сказываются на состоянии опорно-двигательного аппарата. У живописцев и ваятелей особенно страдают позвоночник и суставы. Классические примеры – Огюст Ренуар и Микеланджело Буонарроти.

Огюст Ренуар

Светлые и лёгкие картины Ренуара с изображением цветов, детей и женщин дарят ощущение тихого счастья, манят незамысловатыми радостями. Глядя на них, трудно поверить в то, что художник страдал тяжелейшим заболеванием суставов – ревматоидным артритом . При такой болезни иммунная система организма начинает атаковать синовиальную оболочку суставов (мягкую прокладку вокруг них), принимая её за инородное тело. Вокруг мелких суставов скапливается жидкость, они деформируются. Результат – боль, скованность, воспаление, охватывающие всё тело. А началось всё в 54 года с небольшой припухлости пястно-фаланговых и межфаланговых суставов кистей рук.

Каждое движение доставляло художнику неимоверное страдание, при этом год от года болезнь прогрессировала. Она сковывала суставы на несколько часов, не позволяя нормально работать. Чтобы дойти до своей мастерской (а это несколько сотен метров), больной вынужден был опираться на две палки. Врачи же, осматривая его, лишь сокрушённо качали головами и говорили, что медицина ничего не знает о таком недуге. Художник перепробовал все известные на то время способы лечения: пил антипирин (синтетическое обезболивающее), делал упражнения с полотенцем, стоившие ему неимоверных усилий, принимал целебные ванны на французском курорте Бурбон-ле-Бэн. Но всё оказалось напрасным. С курорта Ренуар возвращается уже не с палками, а на костылях, что неудивительно: курортное лечение при активной форме ревматоидного артрита противопоказано, т. к. провоцирует ухудшение состояния.

Чтобы хоть частично восстановить подвижность суставов , живописец решается на последнее средство: проведение нескольких небольших хирургических операций. О результатах пишет своему другу: «По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь всё больше и больше становлюсь калекой». Ренуар больше не встаёт с кресла. Непослушные пальцы не желают держать кисть, мастер привязывает её к руке и продолжает творить. Желая помочь своему талантливому товарищу, друзья приглашают ему одного из лучших медиков того времени Анри Готье. Лечебная и особый режим , прописанные «светилом науки», совершают чудеса: художник встаёт с кресла и даже самостоятельно совершает несколько шагов, но… добровольно отказывается от всего этого. «Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись », — произносит он. Огюст Ренуар больше не встанет с кресла.

Микеланджело Буонарроти

В 2016 году издание «Journal of the Royal Society of Medicine» («Королевский медицинский журнал») в статье «Osteoarthritis in the hands of Michelangelo Buonarroti» («Остеоартрит рук Микеланджело Буонарроти») опубликовало сенсационные результаты исследования. Его ведущий автор, специалист по реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери из римской клиники Villa Salaria, сообщил: «Из литературы известно, что Микеланджело страдал заболеванием суставов. Раньше считалось, что это была подагра, но наш анализ опровергает эту версию».

Учёные проанализировали три портрета различных художников, запечатлевших великого итальянского живописца, скульптора и архитектора в возрасте 60-65 лет (именно в этот период, во время работы над «Флорентийской Пьетой», болезнь впервые дала о себе знать), и пришли к выводу: виновником неисчислимых бед Микеланджело был – дегенеративное заболевание суставов , связанное с разрушением суставных хрящей . При нём изношенные хрящи теряют способность защищать кости от трения. Это вызывает боль и скованность движений.

Последние 15 лет своей жизни знаменитый мастер эпохи Возрождения создавал мировые шедевры, превозмогая ужасную боль. Однако он не только дожил до почтенного возраста (умер за 3 недели до своего 88-летия – по тем временам это считалось долгожительством), но и не переставал всё это время высекать, работать кистью и чертить, хотя из-за боли не мог отвечать на письма. Это делали под диктовку Микеланджело его друзья, а великий гений лишь ставил свою подпись. Специалисты утверждают, что именно неуёмное желание работать в ущерб собственному здоровью и стало причиной развития болезни . Но оно же давало ему и силы долгие годы бороться с ней и выходить победителем.

Искусство спасёт мир, а что спасёт людей искусства? Средство от профессиональных заболеваний костей и суставов

Совершенно очевидно: люди, которые своей работой дарят нам радость, счастье, исцеляют, не должны страдать. Им просто необходимо всегда оставаться в хорошей физической форме. Но как избавить танцоров балета, музыкантов, художников, скульпторов и других деятелей искусства от профессиональных заболеваний костей и суставов ? На помощь творческим людям пришли российские учёные из Пензенского института усовершенствования врачей под руководством профессора медицины, д. м. н. Виллория Ивановича Струкова. Они совершили настоящий прорыв в области профилактики и лечения заболеваний костей и суставов .

Снижение уровня тестостерона в пожилом возрасте связано с угасанием репродуктивной функции. А почему он понижается у молодых? Оказывается, длительная интенсивная работа без сна и отдыха (а именно так и живет большинство людей искусства) вызывает значительное снижение тестостерона . Это доказал ещё в 1995 г. профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РФ Рошен Джафарович Сейфулла с группой единомышленников.

Восполнение недостатка тестостерона синтетическими гормонами чревато многочисленными : повышением риска нарушений роста волос, развитием воспалительных заболеваний кожи и волосяных фолликулов, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, инвазивного рака молочной железы и пр.

Натуральное природное вещество!

Пензенские ученые предложили использовать не синтетические гормоны, а натуральное природное вещество, на основе которого организм сам вырабатывал бы недостающий тестостерон. Речь идет о продукте пчеловодства — , способном оказывать стимулирующее влияние на центральные механизмы регуляции интенсивности образования андрогенов и при этом не являющимся гормонозаменителем.

Усилив его действие и витамином Д, профессор Струков со своей командой создал группу уникальных высокоэффективных препаратов для профилактики , и даже . Сюда нужно отнести: «Остеомед», «Остеомед Форте» и .

В 2009 году на базе Центра остеопороза Пензенского института усовершенствования врачей были проведены исследования (подробнее о них можно прочитать в журнале «Поликлиника» №1 за 2013 год), подтвердившие эффективность названных препаратов. Было установлено, что в 50% случаев размеры костных полостей (своеобразные «дупла», которые образуются в костях при остеопорозе) уменьшаются, в 25% — они закрываются совсем. Практика применения биодобавки «Остеомед» в дозировке по 2 таблетки 3 раза в день ежедневно более чем у тысячи больных артрозом и артритом показала, что:

— процессы развития артроза и артрита останавливаются и поворачиваются вспять, отмечается положительная динамика основных клинических, инструментальных и биохимических показателей;

— уже через 1-3 месяца от начала приёма препарата частота болевого синдрома и его выраженность уменьшаются в 3 раза, улучшается подвижность суставов, что позволяет отказаться от применения нестероидных противовоспалительных средств;

— через 6-9 месяцев лечения больные, которые не могли двигаться из-за сильнейших болей, начинают передвигаться и обслуживать себя сами;

— при длительном приёме (более 9 месяцев) значимые результаты достигаются у 100% пациентов.

Исследования

Отдельно проводилось исследование влияния приёма препарата «Остеомед» . Было установлено, что препарат позволяет костям срастаться значительно быстрее.

Добавим, что недавно исследования группы шведских учёных во главе с Миртой Пиквер из госпиталя Скейн при Лундском университете установили, что большое значение имеет для суставов тестостерон . Наблюдения за 33 000 человек в течение 50 лет позволили сделать сенсационное открытие: недостаток этого гормона в молодом возрасте значительно увеличивает риск возникновения заболеваний суставов в будущем . Дело в том, что тестостерон оказывает влияние на количество синовиальной жидкости (суставной смазки), регулирует работу хондрогенных клеток хрящевой ткани, которые под его влиянием «приобретают специализацию», становятся хондробластами – молодыми клетками, производящими коллаген, эластин, межклеточное вещество. Последние, в свою очередь, превращаются в хондроциты – зрелые клетки хрящевой ткани, поддерживающие на определённом уровне обменные процессы в ней. Также андроген стимулирует биосинтетические процессы в хрящах, влияя на восстановление их тканей.

Балет, балет, балет… Не важнейший из искусств, но изящнейший. Балет окутан множеством мифов о казарменной дисциплине, а о невероятной работоспособности хрупких балерин слагают легенды. Всегда прямые как струнки, с гордыми головами, посаженными на длинные худые шеи, вывернутыми стопами и какой-то внутренней сосредоточенностью они кажутся людьми с другой планеты. И они действительно другие. Богиня танца Терпсихора – взыскательная особа, полной самоотдачи ей мало будет, она требует самопожертвования. Вся жизнь артистов проходит на сцене, на прочее времени не остается. Они приходят сюда в десять лет маленькими детьми, а уходят… А уходят – стараниями наших законодателей – за шестьдесят

1. Раннее утро. В хореографическом училище имени Селезнева подъем

2. Небесные ласточки просыпаются

3. Сегодня трудный день, начало международного конкурса Орлеу. Ученица 3-го класса Малика Ельчибаева – одна из участниц. Но сначала учеба, от общеобразовательной школы балет не освобождает

4. Учиться в училище намного сложнее, чем в обычной школе. Кроме обычных, как у всех детей, уроков математики здесь много специальных предметов

5. А еще бесконечные, с утра до вечера, репетиции. Сегодня первый урок – классика

6. Правило «тяжело в учении – легко в бою» в балете не работает. Здесь тяжело всегда и везде

7. В хореографическом училище невозможно не заметить… внешнюю привлекательность учеников и учениц. Нам в этом никто так и не признался, но я думаю негласное правило конкурсного отбора – проходят милейшие – в балете все-таки существует

8. Выворотность стоп…

9. Шаг…

10. Гибкость, ритм, музыкальность…

11. Прыжок…

12. На эти данные смотрят педагоги в приемной комиссии хореографического училища. Учиться здесь нелегко, но и поступить непросто. Конкурс большой

13. Учеба бесплатная, а образование на выходе –классическое, даже можно сказать аристократическое. Ну где еще сегодня школьники изучают историю искусств?

14. Малика живет в общежитии, вдали от родителей с 10 лет. В Алматы у нее только бабушка. Такая жертвенность должна чего-то стоить. Не по годам серьезная и целеустремленная девочка хочет танцевать на мировых сценах.

15. После классики прозаическая химия

16. Они все очень серьезные и сосредоточенные, эти маленькие балерины. Но, в сущности, все-таки остаются детьми. И на переменках, как самые обычные девочки, кучкуются и сплетничают

17. Рацион маленьких балерин не такой строгий, как у взрослых, ведь им надо расти большими и здоровыми, но тоже никаких жиров и сладкого. Мы попробовали – постно, но сносно

18. Через пару секунд выход Малики на сцену. Конкурс судит строгое жюри из лучших педагогов России, Турции, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана

19. Малика выступила без помарок, снискав громкие аплодисменты и даже выкрики «Браво!»

20. Жюри выступление Малики, судя по всему, тоже понравилось. Девочка дошла до последнего тура и заняла второе место

21. А вот у ученицы выпускного класса Асии Диканбаевой поначалу все сложилось не так удачно. Она до мозолей и крови натерла стопы. Обычная для балерин история

22. Сможет ли она теперь выполнить сложный пируэт? Вот о чем волновалась девочка, обрабатывая свои раны

23. Через два часа выступление старшей группы на конкурсе «Орлеу». В этой раздевалке только казахстанские девчонки

24. Это партнер Асии – Бауржан Боранбаев. Он тоже занят обработкой «боевых» ран. Мы заметили, что вне сцены все балероны и балерины ходят в обуви очень похожей на угги

25. Асия и Бауржан – лучшая пара и надежда училища. На конкурсе Асия исполнит партию черного лебедя из «Лебединого озера».

26. Все время репетиций и ожидания ребята обсуждали и спорили, что же им делать, пируэт или поддержку

27. Пируэт – болезненно для раненных стоп, а поддержку запретил учитель, Александр Николаевич

28. В итоге, уже во время выступления, первая пара училища имени Селезнева сымпровизировала и в самом конце все-таки сделала поддержку

29. Позже Асия объяснит, что «очень болели ноги» и она просто не смогла выполнить еще один пируэт

30. Но поддержки не получилось. "Он ее уронил!" – сокрушались профессионалы. Хотя уронил, громко сказано, ну так, маленькая помарка: Асия приземлилась на обе ноги

32. Горькие слезы после первого тура. На все увещевания девочка, рыдая, причитала: мне стыдно перед учителем, он обиделся, он не разговаривает с нами! Весь труд насмарку!

33. Упс! Слезы были прекрасны, но напрасны. Эта фотография сделана через три дня, сразу после гала-концерта. Нам позируют обладатели гран-при со своим педагогом Александром Медведевым. В прошлом премьер Одесской оперы и ГАТОБа, он воспитал не одну звезду. Сегодня один его ученик Жандос Аубакиров является солистом, или как говорят артисты, премьером президентского театра имени Байсеитовой, а другой, Эрик Мурзагалиев – Мюнхенской оперы!

34. А позже случился еще один сюрприз. Приглашенный на Благотворительный Бал, прославленный Гедиминас Таранда, зашел в хореографическое училище. Великий мастер заметил Асию и пригласил ее в Москву, в свой Имперский русский балет. Может быть, это начало нашей сказки о Золушке?

35. Но сказка может не получится, предупреждает Канат Каражанов всех своих учеников и особенно их родителей. Последние неизменно мечтают о Гранд-опера, а Канат опускает их на землю: в Гранд-опера балерины не меньше 180 сантиметров, попробуй такую удержи! Главные роли самого Каната остались давно позади. Теперь самая важная партия в его жизни – семья.

36. У Каната два сына и ни одному из них он не желает судьбы артиста балета. Младший Асылбек мечтает стать футболистом, чему отец несказанно рад

37. Почему же преподаватель и артист отваживает своих детей от сцены? Неблагодарное это дело, объясняет он. Канат с коллегами уже несколько лет пытается привлечь внимание общества к пенсионной проблеме артистов балета

38. Танцевать на сцене до 60-63 лет немыслимо, но жизнь заставит. В свои 47 Канат все еще выступает в театре оперы и балета имени Абая, хоть и на вторых ролях

39. Канату дают щадящие, возрастные роли. Сегодня в спектакле «Жизель» он играет герцога, отца Батильды. Но не всем так повезло, бывших артистов балета сегодня можно встретить и в ночном клубе на подтанцовках, и в строительной бригаде по установке пластиковых окон

40. Мы спросили молодых артистов, как долго рассчитывают выступать они. Думаю, еще лет 6-7 и все начнет болеть, признался 26-летний Амир Жексенбек. Чем займетесь потом? «Не знаю», - молодой человек пожал плечами.

Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины - самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.

Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, переломы костей ног , растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.

Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.

Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.

Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного дерматита - высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, тромбофлебиты , варикозы и разрывы вен с последующими кровотечениями.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.

Ноги балерины без профессиональной обуви - пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

 

 

Это интересно: