→ Как учить буквы с ребенком. Как научить ребенка алфавиту: интересные методики и советы Когда начинать изучать алфавит с ребенком

Как учить буквы с ребенком. Как научить ребенка алфавиту: интересные методики и советы Когда начинать изучать алфавит с ребенком

Как заинтересовать ребенка учить буквы задумывается каждая мама. Ведь знание литер и умение их складывать в слога и слова напрямую зависят от дальнейшего развития малыша и его успеваемости в школе. Поэтому, например, учить буквы детям 5 лет не только можно, но и нужно. При этом процесс обучения затягивать не стоит, а, наоборот, постараться его ускорить.

Начиная свою работу с малышом многие мамы сталкиваются проблемой, заключающейся в том, что ребенок не хочет учить буквы. Дело в том, что дети в зависимости от возраста могут сохранять сосредоточенность в течение нескольких минут. В связи с чем Вам требуется ребенка так заинтересовать и заинтриговать, чтобы малыш с удовольствием выполнял все подготовленные для него задачи и с нетерпением ждал следующего задания.

Совет: так как заставить ребенка учить буквы практически невозможно, сделайте так, чтобы он этого сам захотел, для чего со своей стороны Вам потребуется подготовить познавательную игровую программу.

Иначе Вы с первых дней посеете в душе ребенка яркую нелюбовь к науке и обучению, что совсем не положительно повлияет на школьные годы в будущем.

Развитие ребенка: учим буквы

Существует множество интернет-ресурсов, книг, журналов, курсов, которые рассказывают как научить ребенка учить буквы. Стоит отметить, что рекомендуется использовать целый комплекс из существующих материалов, что позволит максимально разнообразить задания для малыша, с помощью которых будет происходить процесс обучения. Так малыш не заскучает, ведь одна активность будет заменять другую, а буквы будут малышом запоминаться без значительных усилий. Кроме этого стоит учесть, что занятие не должно длиться более 10-15 минут, но проводиться должны ежедневно без исключений и отмен.

Основные способы, применяемые для изучения алфавита следующие:

  • Музыкальная азбука для детей . Учим буквы, в соответствии с данной технологией, посредством грамматических песен о буквах. Таких материалов можно найти множество на интернет-ресурсах. Так малыш будет слышать букву, ее звук и вариант ее применения, что позволит сразу изучать букву в обиходе. Кроме того, песни обычно составляют в виде простейшей рифмы, что позволяет максимально легко запоминать ее текст.
  • Тактильная азбука . Она представляет собой азбуку из кубиков, карточек или магнитов - любой вариант, на котором расположена буква и сопровождающие ее изображения. С ее применением задавать вопрос: «Как учить ребенка буквам?» вообще не придется. Ведь это уже зависит от Вашего воображения.

Важно: учтите один совет: не учите с малышом отдельные несвязные буквы - они для крохи не несут никакой информации. Вместе с тем если, выучив 3-4 буквы, Вы сложете их в понятное для него слово, то восторгу малышу не будет границ.

Кроме этого время от времени можно доставать карточку или кубик посредине иной игры и спрашивать букву. Угадав, малыш получает поощрение.

  • Обилие материалов . Малыши невероятно любят все собирать. Они с предельной любовью относятся к кубикам, карточкам, книге и т.д., если она яркая и красочная. Поэтому приобретите в магазине яркую азбуку, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Чтобы кроха не терял к ней интерес, давайте ее только в определенное время: например, во время поездки в транспорте. Распечатайте карточки с разнообразными изображениями. К тому же лучше всего, чтобы эти изображения были героями любимых мультфильмов, так он к карточкам будет относится как к настоящим друзьям.

  • Письмо . Как обучить ребенка буквам без их написания пока придумано не было. Буква только тогда считается выученной, когда кроха распознает ее в слове, называет ее звук и умеет ее писать. Конечно изначально письмо осуществляется в виде печатных букв. Не смотря на то, что мелкая моторика рук уже давно малышу поддалась, выполнять такие миниатюрные движения, как написание литер, ему пока неподвластны. Поэтому изначально предложите малышу писать пальцем на песке, на окне или с применением красок и бумаги. Когда малыш освоит эти движения можно понемногу вкладывать ему в ручку карандаш, мелок или ручку.
  • Вечное пребывание на виду . У малыша перед глазами всегда должны быть буквы. Они могут располагаться в виде плаката, магнитной дощечки или специальной электронной азбуки в виде кнопок, нажимая на которые малыш слышит краткую информацию о буквах. Так азбука будет постоянно влиять на мозг, использую фотографическую память, которая удетей развита лучше всего.
  • Рукоделие . Выполняйте разнообразную работу, результатом которой являются буквы. Так как правильно учить ребенка буквам возможно исключительно при полном им поглощении какой-то задачей, то позаботьтесь, чтобы эти задачи были максимально разнообразные. Потребуйте, чтобы кроха рисовал буквы, приобретите раскраски с крупными буквами, лепите их, выкладывайте фишками или мозаикой, стройте из элементов конструктора. Чем более разнообразными будут задачи, тем надежнее малыш погрузится в работу и с тем большим удовольствием он будет ждать следующего занятия.
  • Физическая активность . Так как научить ребенка выучить буквы сложно из-за их невероятной активности, стоит задуматься о том, чтобы обратить нашего врага в компаньона.

То есть требуется составить такие задания для ребенка, которые потребуют не только его умственной работы, но и выдерживания некоторой .

Можно просить малыша пробежаться, очерчивая внешний вид буквы, которую Вы заказываете. Как вариант задания можно рассматривать игру «Крокодил», где ребенок задумывает букву, ее Вам показывает и Вы ее угадываете, после чего меняетесь с малышом местами. Можно на асфальте написать буквы, на которые малыш должен становится, после того, как Вы их называете. Опять же, все зависит от Вашей фантазии: вспомните свое детство и что Вас забавляло.

  • Буквы на обед. Ни для кого не секрет, что дети познают мир исключительно через рот, поэтому изначально для малышей не понятно, что такое буквы в принципе и зачем их учить, ведь опробовать их на ощупь он не может. Вы можете это вопрос решить при помощи карвинга - художественная резка из фруктов и овощей. Кроме этого не стоит ограничиваться растительностью: выкладывайте кашу в виде букв, покрывайте бутерброд начерчивая буквы и т.д. Все в Ваших руках.

Вам стоит понимать, как правильно научить ребенка буквам, знаете только Вы. Ведь лишь Вы знаете своего кроху, его интересы и предпочтения. Только Вам он доверяет в первую очередь и лишь Вы умеете его полноценно заинтересовать и заинтриговать определенным заданием. Тем более именно Вы - пример для него. Если кроха видит каждый вечер как Вы из книги читаете ему сказки, он захочет уметь повторять за Вами. Главное поддержать его начинания и показать, что зная буквы Мир для него становится бесконечным и безграничным.

Современные родители порой впадают в крайности в вопросах развития и обучения ребенка. Одни занимаются с малышом буквально с пеленок, другие считают, что нужно оставить чадо в покое и не лишать его счастливого и беззаботного детства. Но если вы задумываетесь не только о том, как научить ребенка алфавиту, но и о том, нужно ли это делать, ответим однозначно: нужно. Ведь буквы окружают нас повсюду. И если вы будете ненавязчиво знакомить с ними сына или дочь с раннего возраста, ребенок будет знать, что это такая-то буква так же легко, как знать, что это собака, это кошка, а это голубь.

К тому же, некоторые дети сами интересуются буквами, и родителям ничего не остается делать, как научить ребенка азбуке уже в 2-3 года. Помните главное правило: ненавязчивость.

Зачем учить ребенка алфавиту

Конечно, карапуз 4-5 лет выучит все буквы намного быстрее, чем двух или трехлетний малыш, который быстро утрачивает интерес к занятиям и быстро все забывает. Это приводит родителей к мысли о нецелесообразности такой работы. Но при раннем обучении буквы совершенно естественно войдут в жизнь вашего ребенка.

Помните, что раннее развитие нужно вовсе не для того, чтобы похвалить своего кроху на детской площадке перед другими мамочками. Некоторые малыши в полуторагодовалом возрасте знают все буквы, к двум годам начинают сливать их в слоги, а к трем благополучно забывают об этом слиянии. У двухлетнего ребенка просто нет потребности в чтении. Ранее знакомство с азбукой не делает из детей гениев, а только способствует развитию их природных способностей, являясь в то же время полезным и увлекательным способом совместного времяпрепровождения детей с родителями.

к оглавлению

Как научить алфавиту ребенка 1-3 лет

Есть родители, которые в развитии детей руководствуют девизом «учиться никогда не рано». Они развешивают буквы, нарисованные на листе А4 в комнате малыша до года. На одном листе должна быть только одна буква. Когда ребенок не спит, его подносят к буквам и называют их. Время от времени следует менять расположение букв на стене и заменять одни буквы другими.

к оглавлению

Для ребенка старше годика можно приобрести коврик-паззл с буквами, а после двух лет — магнитную азбуку (только нужно следить, чтобы магнитики из букв не выпадали – ребенок может случайно проглотить их).

Обратите внимание на то, что учить ребенка нужно звукам, а не буквам. То есть произносить Н, а не ЭН, М, а не ЭМ. Именно поэтому следует отказаться от электронных пособий, в которых ребенок нажимает на изображение, слышит букву и слово, которое с неё начинается, а иногда ещё и песенку или скороговорку. Ребенок вряд ли поймет, почему под буквой ЭФ нарисован футболист, а под буквой Ы — сыр. Гораздо легче ему будет, если данная буква будет называться просто Ф и Ы.

к оглавлению

Очень вкусные буквы

Можно выложить буквы из фруктов или испечь печенье в виде букв. Такую азбуку предложите ребенку уже в 1,5-2 годика. Ведь карапуз исследует окружающее на ощупь и на вкус. Почему бы этим не воспользоваться. Обычную трапезу можно превратить в веселое занятие. Начинать лучше с гласных, ведь их легче напевать. Складывайте азбуку из соломки, сухариков, мармеладок, веточек зелени.

к оглавлению

Рукотворные буквы Hand-made

Делайте буквы из пластилина или соленого теста, вырезайте их из цветной бумаги. Буквам можно приделать ножки, и они будут ходить друг к другу в гости. Можно нарисовать букву на листе бумаги и попросить ребенка закрасить её. А можно на одном занятии «убить двух зайцев». Нарисовав на листе А4 любую букву, вырежьте много одинаковых геометрических фигур, например, треугольников. Заклеив внутри большую букву А маленькими треугольниками, ребенок запомнит и букву, и фигуру.

к оглавлению

Буквы-родственники и друзья

Оригинальный способ научить ребенка азбуке – ассоциировать буквы с фотографиями родных и близких людей. М – мама, П – папа, Д – дед, В – Вова, И – Ирина и т. д. Игра увлекательная, коллекцию фото можно постоянно пополнять, а также дополнять коллекцией рисунков. Например, после похода в зоопарк, рядом с буквой Т может появиться тигр, а рядом с буквой О – обезьяна. Фотографировать и рисовать можно автобусы, машины, деревья, детскую площадку. Все, что окружает ребенка, может найти отображение в вашей домашней азбуке.

к оглавлению

Как научить азбуке ребенка старше 4 лет

к оглавлению

Песочница на дому

У детей этого возраста мелкая моторика уже развита лучше, поэтому ребятам можно предложить складывать буквы из веточек, конструктора, камешков и крупы. В большой поднос насыпьте различные крупы, на листе картона начертите букву и промажьте её клеем. Пусть малыш сверху сыпет мелкую крупу – гречку, рис, кукурузу. Так будет развиваться и мелкая моторика, и воображение.

к оглавлению

Настольные игры с буквами

Обратите внимание на лото и кубики с буквами: чем проще изображение буквы, тем лучше. Ведь рисунки могут попадаться незнакомые, что только собьет малыша с толку. Кстати, кубики можно изготовить вместе с ребенком из цветного картона. Повторяйте звучание букв в процессе игры. В продаже можно найти домино с азбукой и другие игры-бродилки с буквами.

Вы поймете, что ваш малыш выучил все буквы, когда он будет уверенно показывать их везде, а не в одной азбуке. Это вывески на магазинах, маршрут транспорта, реклама в телевизоре. Тогда можно начинать учить ребенка сливать буквы в слоги. Но это тема для отдельного разговора.

к оглавлению

Авторские методики для обучения детей буквам

Есть множество методик в помощь родителям. Выбирайте ту, что ближе вам и ребенку. Рассмотрим самые популярные из них.

Методика Елены Бахтиной построена на ассоциациях. Основной инструмент обучения – книга «Букварь для малышей от двух до пяти». На каждой страничке – одна буква и пояснения для родителей мелким шрифтом. Кроме того, имеются страницы с такими же буквами, которые нужно вырезать и наклеить на плотный картон. Получается, что с буквами можно играть. Они становятся друзьями. У буквы Г клювик и красные лапки, у буквы З – мягкие пушистые заячьи уши, Д выполнена в виде домика, а буква Я вся в конфетах (какой малыш не любит конфет?).

Методика Николая Зайцева подразумевает обучение не буквам, а сразу складам, хотя и буквы тут имеются тоже. Основной комплект – кубики (кубики Зайцева), которые родители должны склеить самостоятельно, наполняя их металлическими и деревянными элементами строго по инструкции, а также таблицы со складами, которые займут половину стены. Зато ребенок увидит все склады в системе, а наполнение, размер и цвет кубиков поможет ему различать глухие и звонкие, мягкие и твердые склады.

Обучив ребенка алфавиту и научив его читать, родителям останется лишь поддерживать интерес чада к чтению, приобретая увлекательную детскую литературу. Тогда он будет любить книги не меньше, чем мультики. А ребенок, прочитавший до школы пару сотен книг, заметно опережает в развитии своих нечитающих сверстников. В будущем малышу буду обеспечены лидирующие места везде – в школе, гимназии, вузе. Ведь чтение – основа любого обучения.

От букв к алфавиту

Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок индивидуален. Один малыш все схватывает на лету, а к другому нужно найти особый подход, чтобы научить даже самому простому. Начинать можно уже с двух лет – в этом возрасте малыши любознательны и быстро запоминают все новое. Но учеба должна быть организована в игровой форме.

Ребенок полюбит чтение в будущем, если регулярно соблюдать простые правила:

  • Каждый день с малышом читать на выбор стишки, сказки, книги. Хорошо, если он сам пожелает выбирать литературу на сегодня;
  • Во время чтения внимание к буквам будет больше привлечено, если водить по строчкам пальцем;
  • Позже можно обсудить с ребенком прочитанное, спросить его мнение, пересказать содержание самим или попросить пересказать его.

Так малыш будет заинтересован в возможности читать самостоятельно и будет расспрашивать, где какая буква. А чтобы процесс изучения был интересен, на помощь придут различные вспомогательные инструменты:

  • магнитная азбука;
  • цветной букварь;
  • интерактивный плакат;
  • кубики с литерами.

Уделяя ежедневно определенное время изучению букв, очень скоро малыш сможет рассказать весь алфавит.

Но в школе недостаточно знать, как звучит та или иная буква. Дети должны знать весь алфавит наизусть в правильном порядке. Часто ребенку, которому хорошо известны все буквы, бывает сложно выучить последовательность их размещения и то, как буква правильно называется. Да и родителям, обучивших малыша всем литерам, кажется, что выучить их в правильной последовательности занятие не из простых.

Это не совсем так. Если дошколенок уже знает все буквы и понимает, что это не просто знаки, а нужны они для чтения и письма, то при правильном подходе алфавит ему будет выучить совсем несложно.

Методы запоминания букв в алфавитном порядке

Для того, чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, существует множество способов. К примеру, можно взять те же карточки, магнитную доску или кубики, которые были использованы на этапе изучения букв. Несколько раз в день нужно проговаривать вместе с ребенком всю последовательность. Если он быстро устает или ему надоедает занятие, можно разделить алфавит на две части.

Очень простой, но действенный метод – алфавит нужно петь. Записать готовую, наиболее понравившуюся крохе песенку и петь ее вместе с ним. Можно также скачать любимую песенку без слов и вместо куплетов напевать буквы в правильном порядке.

Занятие может стать любимым, если азбуку изготовить с малышом своими руками. Ребенок с удовольствием примет участие в таком серьезном деле. Для этого нужно вместе с мамой вырезать из картона все буквы и приклеить их в алфавитной последовательности. По желанию работу можно декорировать картинками и рисунками. Малыш будет с гордостью показывать родным и друзьям свое произведение и ему захочется быстрее выучить и рассказывать, какая буква идет за какой.

Успех в этом деле придет быстро, если занятия проходят с соблюдением следующих условий:

  • ребенок не голоден;
  • он в хорошем настроении;
  • он хорошо выспался, не утомлен.

В любом случае, малыш должен заниматься с удовольствием. Нельзя ругать его, если не сразу удается запомнить материал, этим можно надолго отбить желание учиться. Если у крохи все получается, если есть первый результат, нужно обязательно его хвалить. Тогда он с радостью продолжит обучение и вскоре, быстро и без ошибок, будет рассказывать весь алфавит от «А» до «Я».

Что делать, если алфавит дается тяжело?

Все дети совершенно разные, к каждому нужно найти свой подход. Если ребенок категорически отказывается учить алфавит, то с занятиями стоит повременить и вернуться к ним позже, когда он будет готов. За этот период стоит испробовать несколько методов обучения. Хорошо, когда родители с детьми вместе ходят по развивающим магазинам, ведь новая азбука с объемными буквами и красочными картинками или коврик-паззл может очень понравиться крохе и станет хорошим помощником для занятий.

Создайте в детской комнате соответствующую среду для обучения. Яркий плакат-алфавит или декоративные подушки с буквами всегда будут на глазах малыша, и ему будет легче освоить последовательность литер. А еще психологи считают, что материал усваивается эффективнее, если он выделен красным цветом.

К сожалению, часто случается так, что у родителей нет возможности или не получается выучить алфавит с ребенком самостоятельно. В таких случаях стоит присмотреться к хорошим пособиям для обучения. На помощь придут серии развивающих мультфильмов на дисках. При этом не стоит забывать, что время перед компьютером или телевизором для детей должно быть строго дозированным. Формат обучения в виде мультика задержит внимание юного ученика надолго. А это значит, что материал будет усвоен хорошо.

Выбор таких уроков сейчас огромен, к примеру, развивающий курс «Учимся читать», автор Роберт Саакянц. На протяжении урока ребенок с интересом следит за тем, как мудрая сова обучает последовательности букв алфавита и учит читать маленького зайчика. Как показывает практика, такой вид обучения очень интересен и эффективен для ребенка.

Разновидностью онлайн-занятий являются всевозможные алфавитные тренажеры.

Нередко запомнить буквы в алфавитной последовательности ребенку помогает их написание под диктовку. Конечно, при условии, что ребенок буквы знает и писать их может вообще. Приятнее будет писать их цветными карандашами, фломастерами или красками. Во время прогулки также можно заниматься: для этого вполне сгодится палочка, песок или цветные мелки. Подходы и методы обучения лучше чередовать, так малыша не будут утомлять занятия.

В желании помочь ребенку как можно раньше освоить все буквы и выучить алфавит, не стоит забывать, что обучение можно начинать тогда, когда:

  • ребенок хорошо выговаривает звуки;
  • его словарный запас позволяет в достаточной мере выражать мысли и потребности;
  • в разговорной речи использует полные распространенные предложения;
  • любит слушать, когда ему читают взрослые и самостоятельно пытается «читать».

Если ребенок любит музыку, то для хорошего запоминания алфавитного ряда ему поможет песенка:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ —
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.

Запоминать алфавит лучше, играя. Для этого можно испробовать разные уроки-игры:

  • Детям, которые любят играть в пантомиму, понравится обучение в виде любимой игры. Для этого они должны интересно и смешно изобразить каждую букву по порядку.
  • Пользуясь азбукой, ребенок должен отыскать предмет из окружения, название которого начинается на каждую последующую букву.
  • Любителю порисовать понравится игра в «живые буквы». Ребенок с помощью родителей создает свою азбуку, где нарисована каждая буква по порядку. При этом буквы разные: у каждой свой «характер».
  • Можно подарить маленькому ученику интерактивную игру «Буквы русского алфавита». Когда ребенок в правильном порядке соединяет буквы одну за другой, в конце «оживает» картинка. При этом, нажимая на каждую букву, ребенок быстрее запомнит, как правильно она произносится.
  • Помочь выучить алфавитную последовательность может игра «Охота на букву». В нее интересно играть нескольким детям одновременно. Для этого нужны старые газеты или журналы, а также ножницы и альбом. Побеждает тот ребенок, который первый нашел, вырезал и приклеил все буквы в правильном порядке. Если дети знают алфавит еще не очень уверенно, то можно позволить им подсматривать.

Алфавит – фундамент грамотности. Поэтому детям нужно помочь освоить буквы, звуки, а также называть их в последовательности алфавитного порядка. И для этого совсем необязательно покупать недешевые учебные пособия или специальные программы. Выучить алфавит с ребенком, а заодно освежить его в памяти самим — вполне по силам каждому родителю.

Доброго дня, уважаемые родители! Как часто мы, желая дать своим детям все самое лучшее, считаем своим долгом прививать любовь к чтению с самых пеленок. Идея хорошая, но не стоит вокруг этого нагнетать обстановку и превращать в «пунктик». Важнее превратить чтение в приятное времяпровождение. А для этого, давайте узнаем, как научить ребенка азбуке легко и непринужденно?

Приступать к изучению алфавита имеет смысл начинать, когда малыш самостоятельно интересуется или его необходимо подготовить к школе. Это не должно быть продиктовано личными амбициями родителей: «Моему Пете 2 года, а он уже знает алфавит!»

Во сколько лет учить буквы? «В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы» – говорит директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. – «В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответственные за различение буквенных знаков». В лучшем случае получится лишь выработать условный рефлекс.

Если родители не торопят естественный ход событий, дают на каждом этапе то, что необходимо в данный момент, то и интерес к чтению будет гармоничным продолжением его развития. Основным способом познания мира для дошкольника является игра, поэтому занятия должны проходить в увлекательной форме, а не в форме учебного процесса.

Напротив, попытки форсировать события дают обратный эффект. У них появляются тики, логоневрозы и нарушения координации. Наверное, вы слышали про карточки Домана и другие методики раннего развития. Опыт показывает, что раннее обучение не гарантирует в будущем высоких результатов. Годам к 5-6, иногда к 4 дети сами интересуются вывесками и надписями на улице, что является признаком физиологической зрелости мозга, его готовности воспринимать данную информацию.

Чтение прежде всего

Родителям важно помнить, что обучение чтению начинается раньше запоминания алфавита. Важно заложить интерес, чтобы малыш сам захотел научиться читать. Для этого мы много с ним разговариваем, учим потешки, расширяем кругозор.

На первом этапе, когда «гав-гав», «му-му», закладываются основы его фонематического слуха. Затем он повторяет стишки и пересказывает сказки.

Начинаем учить буквы с гласных. Затем можно переходить к согласным, только не забываем про важное правило: учим звуки, а не названия. Как только выучили гласные и приступили к согласным, начинайте учить слоги. Объясняем малышу, что буква «к» петь не умеет, а только с друзьями – гласными буковками: «ка», «ко», «ку». Затем добавляем еще одну и начинаем читать простые слова – «кот», «сок», «кар».

7 способов знакомства с алфавитом

Электронный плакат «Говорящая азбука»

Стоит малышу дотронуться до буквы, как он ее произнесет. Здесь есть один секрет. Чтобы услышать звук, нажимайте не на букву, а на номер кнопки. Например, чтобы услышать «К», нажимает на цифру «12». Волшебный плакат также пропоет песенку и расскажет стихотворения.

Магниты на холодильник

Приобретите несколько наборов с алфавитом на магнитах. Начинайте изучение с самого важного для малыша слова – его имени. Если зовут Тимофеем, первое время он может обращать внимание только на «Т». После этого он может перейти на другие важные для него слова, как «мама», «папа», имена братьев и сестер. Торопиться осваивать буквы не нужно, достаточно 3-4 за несколько дней.

Коврик-пазл «Русский алфавит»

Он станет приятной игровой площадкой, по нему мягко ползать и падать. Благодаря теплоизоляционным свойствам материала, малышу будет заниматься на нем тепло и уютно, независимо от времени года.

Лакомство

Какой ребенок не любит иногда печенье? Ваш малыш может учиться, пока кушает. Испеките партию печенья в форме букв, используя формочки алфавита и ваш любимый рецепт. Он может помогать смешивать ингредиенты и наносить глазурь на лакомство.

Обсуждайте алфавит, пока вы печете: «Мы кладем масло в печенье, Аня. На какую букву начинается «масло»?» Сделайте «П»-печенье для папы, «М» для мамы, и для имени каждого родственника. Не забудьте про своего начинающего маленького пекаря!

Онлайн обучение

В Интернете можно найти множество обучающих видео для освоения азбуки с персонажами мультфильмов, такие как, «Лунтик учит буквы», «Веселая азбука для детей» или «Азбука для малышей».

Приложение «Говорящая азбука»

Его можно скачать из Google Play Market или из App Store. Интерактивный способ выучить буквы, где каждую из них представляет жизнерадостное животное в пластилиновом стиле. Всего 6 игр, направленных на развитие памяти и навыков чтения.

Детский обучающий компьютер

Он поможет выучить не только азбуку, но и содержит множество других развивающих игр. Экраны у них черно-белые и небольшого размера, поэтому они более безопасные для малышей.

Не волнуйтесь слишком рано о том, умеет ли ваш кроха читать. Лучше покажите ему, как много интересного есть в книгах, рассказах, песнях и частушках. Обсуждайте прочитанные сказки и истории. Используйте разные голоса и интонации, чтобы ему хотелось повторять за вами. В конце, спросите, какой эпизод ему понравился больше всего. Опирайтесь не на свои ожидания, а на его возможности, и тогда в будущем у него не возникнет сложностей с чтением.

Если предложенные советы вам понравились, поделитесь информацией с друзьями!

Всего вам хорошего, дорогие читатели!

По сей день не прекращаются споры о пользе и вреде раннего обучения детей. Некоторые родители начинают учить кроху буквам и цифрам еще до того, как малыш связно заговорит. Другие полностью полагаются на детские образовательные учреждения и считают, что не надо лишать ребенка детства. А между тем многому ребенок может научиться легко и с интересом, если подойти к обучению дошкольника творчески и со знанием особенностей развития детей этого возраста.

Когда лучше начинать учить буквы


Некоторое время назад была очень популярна идея раннего развития детей. Педагоги разрабатывали различные методики раннего обучения, многие специалисты заявляли, что чем раньше ребенка начинают целенаправленно обучать, тем лучше, тем большего он сможет достичь.

Со временем это утверждение все больше стало подвергаться сомнениям. Многолетние наблюдения показали, что ни ранняя гениальность, ни ранее обучение не гарантируют более высоких достижений в будущем. Напротив, значительная часть детей, которых начали рано учить и которые подавали большие надежды, этих надежд не оправдали. Отделы головного мозга у малышей формируются постепенно и попытки форсировать события могут привести к таким неприятным последствиям, как логоневрозы, тики или нарушения координации. Поэтому нейропсихологи советуют начинать знакомство ребенка с буквами и цифрами в возрасте 4-5 лет.

Родители должны знать, что обучение чтению начинается значительно раньше, чем обучение алфавиту. Когда родители разговаривают с малышом, поощряют самого ребенка говорить правильно, читают ему книги и учат с ним стихи, они тем самым развивают речь и закладывают интерес к чтению и желание уметь читать.

Это очень важный, так сказать, «добуквенный» период. Начинается он с того момента, когда ребенок учится звукоподражанию и повторяет за взрослым простейшие звукосочетания: корова говорит «му-му», собачка – «гав-гав», мышка — «пи-пи-пи». Повторение звуков и слогов развивает фонематических слух ребенка, без чего в будущем невозможно обучение чтению.

Несколько позже малыш с удовольствием повторяет за взрослым простые потешки и пересказывает небольшие сказки. В этот период особенно важно поощрять и поддерживать у ребенка интерес к чтению и рассказыванию. Важно также развивать у малыша графические навыки, ведь обучение буквам предполагает, что ребенок будет стразу же их прорисовывать.

Главная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. Именно с помощью игры дошкольник познает мир и учится. Поэтому все обучение дошколят должно проводится в занимательной игровой форме. Ребенок очень быстро запоминает то, что занимательно и интересно.

Итак, начинать учить с ребенком буквы лучше с 4 – 4,5 лет, а до этого полноценно пройти через добуквенный период: много разговаривать с малышом, читать ему, поощрять его самого рассказывать истории, пересказывать или самостоятельно сочинять сказки.

Как учить буквы с ребенком


Если с малышом полноценно занимались в «добуквенный» период, то к 4-4,5 годам он сам уже хочет научиться читать. Повысить мотивацию к обучению чтению можно с помощью сказок, мультфильмов и стихов. Например, прочитать ребенку такие строчки:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать, А можно взять
И почитать.

(В. Берестов)

И вот однажды на стене в детской появляется красочный плакат с буквами. Сейчас можно купить и «говорящие» плакаты для изучения алфавита. С таким плакатом ребенок может заниматься сам, ведь достаточно дотронуться до той или иной буквы и волшебный плакат ее назовет и произнесет соответствующее слово.

Начинать знакомить с ребенка с буквами нужно с гласных. Эти буквы во всех азбуках, в том числе и магнитных, выполнены в красном цвете. Конечно, мы не будем говорить ребенку о том, что в алфавите есть гласные и согласные. Мы рассказываем малышу о том, что познакомим его с волшебными буквами, у каждой из которых есть своя песенка. Показываем ребенку букву, называем и вместе с малышом пропеваем звук. После того как ребенок освоит гласные, можно переходить к согласным. Здесь есть один маленький, но очень важный секрет. Показывая ребенку букву, произносим звук, а не название буквы. То есть «б», а не «бэ»; «в», а не «вэ» и так далее. Это нужно для того, чтобы малыш не запутался, когда дело дойдет до чтения слогов.

Осваивать буквы нужно постепенно, по три-четыре за несколько дней. Показываем ребенку буквы, а затем проявляем творчество: буквы лепим из пластилина и теста (потом выпекаем в духовке, посыпаем сахарной пудрой и с удовольствием уплетаем за чаем), рисуем буквы во время купания на кафеле в ванной специальными красками, выкладываем горохом или фасолью (заодно и мелкую моторику потренируем). Для обучения маленьких детей очень важно задействовать все сенсорные каналы, тогда и интереснее будет и запоминание происходит быстрее и надежнее.

Удобно использовать для различных развивающих игр магнитную азбуку. Для обучения буквам понадобятся два-три набора. Сначала буквы можно рассматривать, трогать, играя в игру «На что похожа буковка?». Затем с буквами магнитной азбуки можно поиграть так: ребенок закрывает глаза, взрослый вкладывает ему в руку букву и малышу нужно на ощупь определить, что это за буква. Потом задание можно усложнить: нужно не просто узнать, что за буква у тебя в руке, но и назвать слово, которое начинается с этой буквы. Играть будет значительно веселее, если игроков будет трое-четверо. Еще с магнитными буквами можно поиграть так: сообщить, что в комнате спрятались буквы «а», «о» и «у», например, и попросить ребенка их поискать. Опять же в компании играть в такую игру интереснее.

В Интернете можно найти хорошие обучающие видеоролики с любимыми детскими героями, которые учат буквы (например, «Лунтик учит буквы», «Уроки тетушки Совы») и показывать их ребенку.

Начинать читать слоги лучше сразу же после того, как вы начали осваивать согласные. К примеру, познакомились с буквой «п». Далее говорим, что сама по себе эта буква петь не умеет, песенка у нее получается только вместе с волшебными красными буковками (гласными). Затем показываем ребенку карточки и читаем вместе слоги «па», «по», «пу». Сразу вслед за слогами можно показать ребенку и простые слова из трех букв и начинать их читать: «мак», «сок», «сом», «кап». Для работы со слогами и простыми словами можно изготовить карточки, а также использовать магнитную азбуку.

Для закрепления навыков используем дидактические игры. Они продаются в Интернете и в обычных магазинах. А можно такие игры изготовить самим. Например, для закрепления навыка чтения простых слов нужно подготовить карточки со словами и карточки с соответствующими им картинками (картинки можно найти в журналах или в Интернете) карточки со словами и картинками нужно положить на стол рубашкой вверх. Каждый игрок переворачивает карточку со словам и карточку с картинкой. Если они совпали – игрок забирает карточки себе.

Обучение алфавиту необходимо сочетать с прорисовыванием букв, которые вы с ребенком учите. Писать буквы можно на песке, снегу или вареньем на каше (с помощью кондитерского шприца). Буквы можно раскрашивать и, наконец, учиться их писать в специальных прописях для дошкольников.

Еще одна очень интересная идея: по мере изучения алфавита создавать вместе с ребенком его собственную книгу-азбуку. Для этого понадобится толстый альбом с плотными листами на пружинке. В альбоме ребенок может раскрашивать те буквы, которые осваивает, вклеивать туда картинки и фотографии. Такое творчество доставит малышу массу удовольствия и он потом сам будет с радостью заниматься со своей азбукой.

Заключительным шагом в деле обучения ребенка буквам может быть приобретение детского компьютера с играми и викторинами по типу «говорящей азбуки». Отправляться в магазин за такой покупкой лучше вместе с ребенком, заранее обсудив будущую покупку. Пусть малыш примет участие в выборе своего первого компьютера, ведь для него это очень серьезно.

Обучение ребенка буквам может превратиться в захватывающее приключение, если родители подойдут к этой задаче творчески. Тогда, помимо того, что буквы будут выучены, а первые шаги к чтению сделаны, вы получите еще один не менее, а может быть, и более важный результат – малыш придет к выводу, что учиться очень здорово и интересно!

 

 

Это интересно: